Терминалогия фотографа


Статья предназначена для начинающих фотографов (в первую очередь, снимающих цифровыми камерами) – коротко и просто описаны минимально необходимыеТерминалогия фотографа для осознанного обучения фотографии технические знания и термины, такие как рисующий свет, контровой свет, фоновый свет и многое другое… 

Общие сведения

Все цифровые фотокамеры делятся на две большие группы: зеркальные и незеркальные. Главное отличие в том, что в зеркальных камерах между матрицей и объективом имеется зеркало, позволяющее через окуляр видеть свет, прошедший через объектив (при съемке зеркало поднимается). А вообще, отличий много: цена, размер и вес, скорость фокусировки, качество оптики, качество матрицы, удобство управления, восприятие окружающими и пр.

На самом деле, есть много классификаций камер (по назначению, типу объективов и пр.), но это напрямую не касается сей статьи.

Устройство цифровой зеркальной камеры

Независимо от производителя все цифровые зеркальные камеры устроены по одному принципу: собственно, камера (она же – «тело», body, «тушка») и объектив (он же – «линза», «стекло»). Внутри камеры есть матрица, воспринимающая свет и поднимающееся зеркало (если камера зеркальная). Внутри объектива есть несколько линз и диафрагма (см. схему).

На рисунке показана схема цифровой фотокамеры в разрезе по оси объектива и путь светового луча.

Устройство фотокамеры

Для понимания материала (и нормального общения с другими фотографами) нужно будет запомнить несколько терминов.

Цифровая фотография (в данном контексте)

Фотографическое изображение, которое Вы видите на экране. Состоит из маленьких квадратных точек (пикселей) разного цвета. Имеет разрешение – размер в пикселях по горизонтали и вертикали. Чем выше разрешение, тем лучше – больше мелких деталей, в большем размере можно качественно напечатать снимок.

Фокусное расстояние (ФР)

Параметр, определяющий угол обзора объектива, измеряется в мм. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол обзора. К примеру, если встать перед каким‑либо зданием так, чтобы на ФР = 18 мм здание помещалось целиком, то при ФР = 70 мм, в кадр «влезут» всего несколько окон.

А вообще‑то, это расстояние от задней кардинальной точки объектива (она же – центральная точка) до заднего фокуса, (в нем сходятся параллельные оси объектива лучи света).

Матрица

Это замена пленки – светочувствительный элемент, который при съемке фиксирует изображение (и/или передает изображение на экран фотокамеры «в прямом эфире»). Светочувствительность матрицы можно менять в настройках камеры (измеряется в единицах ISO, например ISO 100 или ISO 1600). Чем выше чувствительность, тем меньше нужно света в момент съемки, но тем выше «шумность» фотографии (см. ниже).Матрица фотокамеры

Главный параметр матрицы – разрешение (количество Мегапикселей). К примеру, камера с матрицей на 6 Мегапикселей выдает картинку размером 3000 на 2000 пикселей (умножаем цифры, получаем 6 миллионов).

Диафрагма

Это отверстие изменяемого диаметра, ограничивающее световой поток, проходящий через объектив. Измеряется в относительных единицах (например: f/1.4 или f/22). Диафрагма влияет на экспозицию и ГРИП (см. ниже). Доступный диапазон значений диафрагмы для разных объективов разный.Диафрагма фотоаппарата

Сложность тут в том, что цифровое значение диафрагмы и ее реальное отверстие находятся не в прямой, а в обратной зависимости – чем шире диафрагма, тем меньше ее числовое значение. К примеру, камера показывает диафрагму 23 – это значит, что диафрагма прикрыта (отверстие маленькое), а диафрагма 2 – это открытая диафрагма.

Выдержка

Представьте, что матрица закрыта от света шторкой, но вот Вы нажимаете на кнопку «спуск» – поднимается зеркало, а шторка уходит вниз, открывая матрицу свету из объектива, проходит какое‑то время, после чего матрица снова закрывается шторкой и зеркало опускается. Время, в течение которого свет попадал на матрицу – и есть выдержка.

Измеряется в долях секунды, например 1/4000, 1/200, 1/10 или 30 с. На дисплее камеры, обычно, отображается одно‑, двух‑ или трехзначное число, обозначающее доли секунды выдержки. Число 320 означает, что выдержка будет длится 1/320 секунды.

Экспозиция

Это комбинация чувствительности матрицы, значения диафрагмы и выдержки. Все три параметра нужно выбрать так, чтобы в результате на матрицу попало именно то количество света, которое необходимо для фиксации кадра, максимально близкого по яркости к снимаемой сцене.

Если на снятом кадре яркость такая же как в снимаемой сцене, говорят, что «экспозиция выбрана правильно». Если кадр ярче, говорят «кадр переэкспонирован» (слишком много света попало на матрицу, есть «пересветы»). Если полученный кадр темнее, снимаемой сцены, говорят «кадр недоэкспонирован» (слишком мало света попало на матрицу при съемке).Экспозиция

На рисунке одна и та же сцена (сверху вниз):

  1. снятая с недостаточной экспозицией
  2. правильно выбранной экспозицией
  3. с переэкспозицией

Экспопара

Так называют комбинацию выдержки и диафрагмы. Термин существует потому, что именно эти два параметра чаще всего изменяются при выборе экспозиции (чувствительность матрицы меняют редко, обычно, устанавливая на минимум).

ГРИП

Это Глубина Резкости Изображаемого Пространства. Зависит от размера отверстия диафрагмы, а именно: чем шире открыта диафрагма, тем меньше ГРИП.

Если сфотографировать линейку вдоль, наведя фокус на середину линейки, то при открытой диафрагме (f/2) четкими будут всего 0,5 см вокруг точки фокусировки, а если закрыть диафрагму (f/22), то четкими будут уже по 10 см с каждой стороны (цифры даны примерно).

На рисунке хорошо видна размытость линейки слева (диафрагма открыта) и четкость справа (диафрагма закрыта).ГРИП

Шум

Это зернистость полученной фотографии, аналог зерна пленки. Зависит от чувствительности матрицы: чем выше чувствительность, тем больше шума. В общем случае, тем больше шума, тем хуже, так как добавить шум на изображение при обработке просто, а вот убрать намного сложнее (чаще всего, невозможно).

Участок фотографии, сделанной при чувствительности матрицы 3200 ISO (высокая чувствительность). Хорошо заметна зернистость изображения:Шум в фотографии

Участок фотографии, сделанной при 200 ISO (низкая чувствительность). Зернистость минимальна:Шум в фотографии

Баланс белого (ББ)

Свет, который мы видим, имеет цветовую температуру, проще говоря, цвет. К примеру, солнечный свет – белый, свет от ламп накаливания – желтоватый, от ламп дневного освещения – чуть зеленый. То есть, если сфотографировать лист белой бумаги на улице в солнечную погоду, а потом – в помещении при свете настольной лампы, то во втором случае лист окажется желтым – на него падал свет желтого цвета.

Баланс белого – настройка камеры, отвечающая за то, чтобы цвета на фотографии совпадали с реальными.

Обычно достаточно установить эту настройку на «авто», однако автоматика камеры может ошибиться. Ошибки автоматики легко исправить, снимая в формате RAW – при последующей обработке можно точно выставить эту настройку.

RAW («сырой формат»)

RAW («сырой формат») – формат записи фотографий на карточку памяти. При этом файлы фотографий содержат слепок с матрицы (чтобы получить изображение, этот слепок нужно «проявить») без какой‑либо внутрикамерной обработки.

RAW имеет как достоинства, так и недостатки. К достоинствам относится получение более качественной фотографии при обработке RAW‑а и поистите огромные возможности исправления ошибок съемки; к недостаткам – большой размер файла фотографии и необходимость обработки.

 

Термины используемые при съемке в фотостудии

Рисующий свет — диагональный или боковой, способный выразить светотеневую пластику и объемность объекта, создать как собственные тени, так и падающие тени, передавая пространственность сюжета. Рисующий свет — это источник света, образующий основной светотональный рисунок. Независимо от общего количества осветительных приборов, используемых одновременно при съемке, источник рисующего света всегда один. Включение или выключение этого источника света приводит к кардинальному изменению характера освещения. Включение или выключение всех прочих источников света при постоянно включенном источнике рисующего света не изменяет характер освещения (статья фотографа Виталия Валуа на его сайте).

Заполняющий свет — свет от светового прибора со стороны фотокамеры, который подсвечивает тени и перераспределяет светотеневые контрасты, создаваемые основным рисующим светом от источника, расположенного сбоку.

Контровой свет — свет, освещающий объект со стороны, противоположной к объективу, и направленный в его сторону. Благодаря этому объект отделяется от фона. Если контровой свет очень яркий, видны только очертания объекта или силуэт.

Моделирующий свет — используется для подсветки отдельных участков изображения, создания бликов. Помогает отделять объект съемки от фона.

Фоновый свет — используется для подсветки фона.

Фон — в широком смысле любой задний план (стенка, занавес, природный фрагмент, ландшафт), используемый в качестве вспомогательного обобщенного фона, перед которым фотографируется главный объект.

Фон на отражение — отражает дневной свет или свет, исходящий от осветительного прибора; используется в качестве дополнительного источника света.

Фон на просвет — источник света ставится за полупрозрачным фоном.

Отражатель, рефлектор — любое устройство, используемое для отражения света в направлении объекта.

Софтбокс — прямоугольная или круглая коробкообразная насадка на фотоосветитель, обеспечивающая рассеивание света и смягчение светотеневого контраста. Состоит из светонепроницаемого корпуса и полупрозрачного теплостойкого пластикового диффузора, работающего на просвет. Внутренняя часть софтбокса имеет зеркально отражающее покрытие и как рефлектор обеспечивает максимальную светоотдачу через диффузор.

Фотозонт — общее название ассортимента фотографических зонтов, применяемых в качестве рефлекторов, просветных экранов или имеющих универсальное применение.

Высокий ключ (high key) — тип изображения, в котором преобладают светлые тона.

Низкий ключ (low key) — изображение, в котором преобладающие темные тона создают драматический, мрачный эффект.

Флэшметр — экспонометр, определяющий экспозицию при съемке с импульсными источниками света. При срабатывании импульсного источника света предварительно включенный флэшметр измеряет как мощность импульса света, так и его длительность, оценивая в итоге общее количество света.

Экспонометр — прибор, приспособление или таблица для определения при фотосъемке значений экспозиционных параметров — диафрагменных чисел и выдержки, при использовании фотоматериала определенной светочувствительности.

Зачем это все знать?

Техническая задача при фотосъемке состоит в правильном наведении фокуса и правильном выборе экспозиции (и некоторых других параметров). Обычно всем этим занимается автоматика камеры, однако, не умея управлять процессом вручную, фотограф уподобляется обезьяне, использующей микроскоп для колки орехов.

 


Подпишитесь на рассылку новых статей на Ваш Email. После процедуры регистрации, в письме посланом Вам пройдите по ссылке для подтверждения подписки.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

-->
Навигация по сайту
Новое на сайте

Свежие записи
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования