Давайте начнем с того, что у вас есть накамерная вспышка с поворотной головкой. Это дает возможность использовать TTL, а также использовать съемку в отраженном свете, избегая, таким образом, некрасивых портретов, которые получаются от вспышки в лоб. Съемка в отраженном свете означает, что головка вспышки направлена на какую-либо поверхность, от которой свет отражается, рассеиваясь по большой поверхности и смягчаясь, и этим отраженным светом освещается модель. Такой прием делает свет более мягким и привлекательным.
Возможности для съемки в отраженном свете довольно широкие, так как в качестве отражающих поверхностей могут использоваться не только стены и потолки, но и различные материалы, например, белая пенопластовая панель или отражатель. Главное условие – чтобы поверхности эти были нейтральными по цвету, то есть белыми или светло-серыми.
Если модель расположится в углу комнаты, то вы сможете имитировать несколько источников света, используя только один. Вспышка может быть направлена на боковую стену или под углом в потолок, чтобы дать подсветку на волосы. Также свет, отражаясь от стен, будет работать как подсветка. Это позволить создать мягкие тени на неосвещенной стороне лица. Главное следить за правильным положением лица относительно источника света, чтобы получить хороший светотеневой рисунок.
Следующим этапом является работа с вынесенной внешней вспышкой. Все производитель зеркальных фотокамер предлагают какие-либо способы беспроводного управления вспышкой. Но голая вспышка это не лучший источник света, так как свет от нее очень жесткий. Чтобы смягчить свет от вспышки, применяются различные модификаторы.
В продаже есть самые различные модификаторы света для накамерных вспышек. Софтбоксы отлично подходят для портретов, потому что свет от них мягкий и легко контролировать его направление. Зонты дают более мягкий и широкий поток света, но его трудно контролировать. Основное правило – чем больше источник, тем мягче свет. Таким образом, большой софтбокс даст приятный мягкий, как бы обволакивающий объект свет.
Главное при использовании софтбокса – правильно расположить его для получения красивого светотеневого рисунка. Если тени легли неудачно, то портрет получится некрасивым. Лучше всего располагать софтбокс немного выше и в стороне от объекта съемки.
Если вы снимаете на открытом воздухе – это прекрасная возможность использовать естественный свет, смешивая его со светом от вспышки, либо можно использовать естественный свет для освещения фона. Расположите модель в тени и используйте софтбокс. Естественный свет может освещать задний план или подсвечивать волосы. В помещении вы можете создать драматичное сдержанное освещение с помощью одного софтбокса. Добавьте отражатель – и вы получите второй источник света. Софтбокс в качестве основного источника может быть использован как моделирующий свет или для подсветки волос, а положение отражателя подбирается таким образом, чтобы он отражал свет на лицо модели.
А что, если у вас с собой нет вспышки? Тогда подойдет любой источник света. Последние модели зеркалок хорошо снимают на высоких ISO, что означает значительно большую гибкость в плане освещения. Даже простые бытовые лампы с абажуром могут дать неплохой свет для портрета. Важно только смотреть, как ложится свет на объект съемки. Возможно, вам придется передвигать лампу или просить модель изменить положение по отношению к источнику света. Если абажур слишком поглощает свет, снимите его и попробуйте смягчить свет по другому, например, пропустив его через легкую белую ткань.
Суть всего вышеизложенного заключается в том, что если у вас есть хоть какой-то свет, вы всегда сможете сделать хорошую фотографию. Ключ в том, что нужно учиться видеть свет, экспериментировать с углами и мыслить нестандартно, когда это необходимо.
Автор: Rick Berk