Метод «Экспонирование вправо»


Метод «экспонирования вправо» или Exposure To The Right (сокращенно называемый ETTR) имеет противоречивые отзывы вМетод "Экспонирование вправо" интернете. Вы можете найти людей, которым этот метод нравится, а также тех, кто говорит, что в нем нет никакого смысла. В любом случае вам стоит попробовать его на практике. Лично я постоянно использую этот метод при съемке пейзажей и хотел бы поделиться с вами теоретическими основами и рассказать, какую пользу он может принести.

Термин Exposure To The Right относится к гистограмме изображения. Классический способ съемки, которому всех обучают, подразумевает равномерное распределение тонов по гистограмме, пик в середине и плавный спад по краям без отсечек. Идея метода «экспонирования вправо» состоит в том, чтобы подбирая параметры съемки, сдвинуть гистограмму вправо, насколько это возможно, но без обрезания самых светлых участков. Когда мы приведем экспозицию в конвертере к нормальной, то файл будет содержать больше информации для всех тонов, а также будет иметь меньшие шумы в тенях и максимальное качество изображения.

Рассмотрим CCD или CMOS сенсоры большинства цифровых камер. Типичные матрицы зеркалок имеют динамический диапазон примерно 7 ступеней экспозиции и создают 12-разрядные RAW файлы, в которых может храниться 4096 градаций яркости на каждый канал (красный, зеленый и синий). Возможность записи такого большого количества тоновых градаций должна, казалось бы, гарантировать плавные переходы между тонами, однако все не так просто.

Вы можете подумать, что все отсчеты равномерно распределены между семью ступенями динамического диапазона сенсора, но на самом деле это не так. Экспозиция имеет логарифмическую зависимость, то есть каждая ступень экспозиции записывается в два раза большим числом отсчетов, чем предыдущая. На практике это означает, что ступень, характеризующая самые яркие тона, имеет 2048 отсчетов или градаций, ступень ниже имеет уже 1048 градаций и так далее до седьмого, самого темного уровня, где ступень экспозиции записывается только 32 отсчетами. Поэтому если вы недодержите изображение и будете корректировать экспозицию при постобработке, то тональные переходы в темных областях могут приобрести ступеньки, так называемый эффект постеризации, поэтому качество изображения будет ниже. Если передержать изображение, используя «экспонирование вправо», то вы переведете тени в область с большим количеством отсчетов, что приведет к существенному повышению качества изображения при коррекции экспозиции в конвертере.

На приведенной ниже диаграмме я попытался проиллюстрировать распределение отсчетов для каждой ступени экспозиции. Верхнее изображение показывает линейное распределение семи ступеней. Нижнее изображение – это реальное распределение отсчетов, которые фиксирует матрица. Как вы можете видеть, на более светлый диапазон приходится больше всего данных, то есть больше тональных уровней.

Реальный способ продемонстрировать разницу в количестве информации – это сделать два снимка одной и той же сцены, один недоэкспонированный, другой переэкспонированный и сравнить размеры файлов. Для переэкспонированного изображения RAW файл будет больше, поскольку содержит больше данных.

Давайте рассмотрим на примере. На рисунке ниже показаны два необработанных изображения, снятые с разными экспозициями, и связанные с ними гистограммы. Снимок слева недоэкспонирован, а слева снят с использованием «экспонирования вправо», то есть так, чтобы гистограмма максимально ушла вправо, но без потери ярких деталей.

При обработке экспозиция каждого кадра корректировалась так, чтобы получить два одинаковых изображения. Вроде бы никакой разницы.

Однако, если вы подробно рассмотрите участки изображения со 100% масштабом, вы сможете увидеть значительную разницу в качестве изображения. На недоэкспонированном изображении (слева) менее плавные переходы между тонами и гораздо больше шумов в темных областях, чем на изображении справа.

Итак, изображения, которые были сняты с использованием техники «экспонирования вправо» могут потребовать дополнительной постобработки для исправления экспозиции, а также гораздо более внимательного отношения к процессу съемки. Но это с лихвой окупается высоким качеством получаемого изображения.

Это не универсальная техника, которую можно применять ко всем сюжетам и изображениям, так как есть риск потери информации, если не соблюдать осторожность при съемке. «Экспонирование вправо» больше всего подходит для съемки при полном контроле всех параметров, например, для съемки пейзажей с использованием градиентного фильтра, чтобы вся сцена уложилась в динамический диапазон сенсора.

Последнее, что нужно сделать – это не потерять детали при попытке максимизоровать качество изображения. Сделайте два снимка – одни с нормальной экспозицией, а другой с небольшой передержкой. Посмотрите, не потеряны ли детали. Знание индивидуальных особенностей матрицы вашего фотоаппарата это еще один шаг к получению максимальной отдачи от вашей камеры.

Автор: Elliot Hook


Подпишитесь на рассылку новых статей на Ваш Email. После процедуры регистрации, в письме посланом Вам пройдите по ссылке для подтверждения подписки.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

-->
Навигация по сайту
Новое на сайте

Свежие записи
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования