- Свадебный фотограф — Сергей Петров - http://petrovss.ru -

Композиция в фотографии

Композиция – построение художественного произведения, направленное на максимальное раскрытие авторского замысла и создание наиболее интересной и удобной для читателя/зрителя формы произведения. Наличие завершенной композиции подразумевает, что все элементы произведения, во-первых, составляют единое целое, находятся в гармонии, во-вторых,Композиция в кадре сгруппированы вокруг главной идеи или главного предмета произведения, подчеркивают, помогают раскрыть эту главную идею.

Для того чтобы правильно выстроить композицию снимка, необходимо:

— определить, что является центром композиции

— понять, как будут подчиняться этому центру второстепенные объекты на снимке

— понять, каким образом центральный объект, второстепенные объекты и фон будут объединяться в гармоническом единстве

— правильно организовать группировку и соподчинение объектов, чтобы добиться целостности и выразительности снимка.

Основное правило композиции в фотографии

Главный принцип, который должен соблюдаться в любой фотографии – это принцип равновесия. Его суть заключается в том, чтобы достичь пропорциональности отдельных частей изображения.

Равновесие можно создать не только путем размещения каких-либо других объектов в кадре, но и, например, поместив в кадре световое пятно. Главное, чтобы составление частей снимка оставляло впечатление устойчивости композиции.

Основные виды композиции в фотографии

Самый распространенный вид композиции – симметричная композиция, состоящая из симметричных элементов. Она отличается наиболее строгой уравновешенностью.

При фронтальной композиции на снимке можно увидеть только одну из плоскостей, ограничивающих объемный предмет, который расположен в центре кадра. Главные объекты, попавшие в кадр (здания, предметы, фигуры) совпадают с осью всей фотографической картины. В этом случае снимок становится «плоским», теряется глубина, ослабляется передача объемов.Равновесие в кадре

Чаще всего фронтальная композиция придает изображению статичность, подчеркивает спокойствие и строгость объектов съемки. Поэтому такая композиция не может быть использована для того, чтобы создать динамичный сюжет, передать движение. Этот прием подходит для съемки предметов архитектуры, которые рассчитаны именно для фронтального обозрения, а также для съемки с симметрично расположенными частями.

Фотография создана для того, чтобы показать зрителю, что действие не только происходит в кадре, но и продолжается за пределами кадра, в пространстве и во времени. Снимки с симметричной композицией не дают возможности показать динамику, и поэтому чаще всего фотоработы носят в себе элемент асимметрии. Асимметричная композиция прочнее связывает кадр с обстановкой, с реальной средой.

Размещение объектов на снимке

Один из самых простых способов создания уравновешенной композиции – поместить главный объект в центре кадра. Тем самым этот объект придаст фотографии особую устойчивость и станет ее смысловым центром. Но просто разместив главный объект точно в центре, вы получите примитивный линейный рисунок. Чтобы избежать этого, нужно дополнить центральную фигуру второстепенными объектами, которые будут характеризовать, уточнять обстановку, окружающую главный объект.

Как выбрать расстояние до объекта съемки

Запомните одно из основных правил композиции в фотографии: снимок выглядит лучше, когда вы приближаетесь к объекту съемки. Такие фотографии носят оттенок интимности, а снимки с большого расстояния создают у зрителя ощущение глубины и отдаленности. Фотографируя с близкого расстояния, вы акцентируете внимание зрителя на главном объекте и подчеркиваете мелкие детали, незаметные при съемке с большого расстояния.

Некоторые любители, пытаясь скомпоновать удачный кадр, отступают назад от объекта съемки. При этом объект становится меньше, а в кадр попадает большое количество второстепенных деталей, которые отвлекают внимание зрителя от главного объекта. Это загромождает снимок и сбивает зрителя с толку.

Нужно сделать наоборот. Глядя в видоискатель камеры, приближайтесь к объекту до тех пор, пока из кадра не исчезнет все лишнее, второстепенное, не имеющее отношения к предмету и вашему замыслу. Проще сразу оптимально скомпоновать кадр при создании фотографии, чем затем кадрировать ее с использованием увеличителя.

Еще один совет. Чтобы получить снимок наилучшего качества, нужно по максимуму использовать всю площадь кадра. Это позволит вам в дальнейшем обеспечить высокое качество отпечатка, так как не будет требовать увеличения.

Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Золотое сечениеСамое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

 

Резюме

Если вы думаете о композиции фотографии — это уже не фотография для чайников. Вот что нужно сделать, чтобы построить удачный кадр:

1. Обдумайте тему снимка.

2. Подберите соответствующее содержание.

3. Обеспечьте изобразительное оформление.

4. Используйте технические возможности вашей камеры и возможности компьютерной обработки.

Чтобы выделить главный объект:

1. Укрупните предмет, создавайте изображение в крупном масштабе.

2. Разместите предмет на переднем плане.

3. Следите, чтобы объект и фон различались по тону.

4. Уменьшите резкость фона при сохранении резкости главного объекта.

5. Постройте композицию так, чтобы основные линии в кадре вели глаз зрителя к центральному объекту композиции.

6. Создайте контрастный рисунок на главном объекте и плавную градацию тонов на фоне и на второстепенных элементах снимка.