Таким образом фотограф сразу думает про краевые интересные источники и что то сверху (подчеркнуть форму).
Возмьем простой софтбокс и наклоним его градусов под 45 внутрь и вниз по отношению к лицу снимаемого человека. Теперь начинаем его отодвигать (человека или софтбокс) пока интенсивность света на подбороде не сравняется с интенсивностью на лбу (иначе вы просто получите либо смятый в тень подбородок, либо выжженый лоб). Обратный квадратичный закон.
В зависимости от типа лица может оказаться что надо угол делать больше / меньше (для полного лица вы не хотите создать слишком глубокие тени от щек к примеру) и поднять софтбокс (или зонт если хотите) выше или опустить ниже.
Однако если вы делаете рубленное лицо, то свет получится достаточно высоко, и это заставит глаза почти потухнуть или полностью потухнуть. Теперь нам нужен отражатель. При съемке лицевого портрета расстояния достаточно малы, и поэтому если добавить любого рода металлизированный отражатель (зебра/золотой/серебрянный) – отражение может быть настолько мощным что отбросит нежеланные тени на лицо. Поэтому уместнее кажется использовать что то белое/матовое. Я использую обычно куски белого пенопласта из арт-магазина или из того что кидают в коробки, дабы содержимое не моталось туда-сюда. Можно использовать обычный ватман.
Отражатель наклоненный внутрь в сторону лица (снизу вверх), даст блик в глазах и чуть чуть откроет шею и обрамит подбородок световой линией, визуальтно выгодно отделяя нижнюю челюсть от шеи.
Теперь добавим второй источник либо сзади, либо с теневой стороны. Это даст отчертчиваемый световой контур, отделяя портретируемого от фона и добавляя легкий отблеск на скулы, подчеркивая “рубленность” лица