- Свадебный фотограф — Сергей Петров - http://petrovss.ru -

ФотоДело — Волшебные зимние пейзажи: как превратить алмазную пыль в солнечные столбы

Японский остров Хоккайдо в зимних тонах — сокровищница объектов для фотосъемки. Даже если вы хотели снять исключительно зимние пейзажи, ваш выбор включает в себя целый ряд мистических, но чрезвычайно впечатляющих явлений, которые происходят только в условиях сильного холода. К ним относятся солнечные столбы. Фотограф-пейзажист Тошики Наканиши (Toshiki Nakanishi) поделился некоторыми советами по их съемке, используя примеры, снятые в регионе Би-Фурано на Хоккайдо. (Тошики Наканиши, журнал Digital Camera Magazine.)

EOS 5D Mark IV/EF100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM/FL: 188 мм/AE с приоритетом диафрагмы (f/11, 1/125 сек, EV ± 0 )/ISO 100/WB: дневной свет; Снято 13 января, 8:00

На этом снимке было очень важно обеспечить, чтобы солнечный свет достиг деревьев на переднем плане для того, чтобы изморозь на них была отражена как искрящийся белый.

Условия съемки

Что такое солнечные столбы и когда они могут возникнуть?

Солнечные столбы возникают, когда солнечный свет отражается от крошечных кристаллов льда в облаках (называемых алмазной пылью или же ледяными иглами). Обычно их можно обнаружить в ясное безветренное утро, когда температура опускается как минимум на -20C ниже точки замерзания. Они материализуются, когда встает солнце, сверкая перед вашими глазами и превращаясь в огромный столб света в мгновение ока.

В принципе, солнечные столбы лучше всего видны через несколько минут после восхода или заката солнца. Первоначально они имеют примерно тот же цвет и ширину, что и солнце, но постепенно будут менять свой цвет от оранжево-белого до красно-оранжевого. Столбы обычно исчезают через 20-60 минут после захода солнца. При благоприятных условиях, например, при ледяном тумане, солнечные столбы могут простираться до 30 град. над солнцем, в то время как полосы света от 5 град. до 10  град. являются наиболее распространенными.

Однако, они встречаются не так уж часто: даже в районах Биея и Фурано на Хоккайдо, которые славятся своими красивыми сельскими зимними пейзажами, их обычно нельзя наблюдать чаще, чем несколько раз в месяц, хотя они могут появляться в любое время с середины декабря до начала марта.

Но когда вы их видите, ваше сердце вздымается, и вы чувствуете особое тепло внутри, забывая о холоде; и остаетесь там, ошеломленные, наблюдая, как они тихо сверкают в сумерках, будто маленькие ангелы, танцующие в воздухе.

Солнечные столбы в форме колонн и столбы с алмазной пылью радужного цвета встречаются еще реже — вам повезет увидеть их один или два раза за весь зимний сезон, и это большая удача.

EOS 5D Mark IV/EF100-400 мм f/4,5-5,6L IS II USM/FL: 400 м/приоритет диафрагмы AE (f/5,6, 1/1000 с, EV ± 0)/ISO 200/WB: дневной свет; Снято 14 января, 8:15

Алмазная снежная пыль расплывается по всему пространству вокруг. Если вы используете широкую диафрагму, кристаллы, находящиеся рядом с объективом, будут превращаться в более крупные круги боке, что сделает их заметнее. Если условия правильные, они могут даже казаться радужными.

Мороз на деревьях = больше шансов увидеть солнечные столбы

Для образования плотного слоя алмазной пыли воздух должен быть влажным. Иней является хорошим индикатором: его толстый белый слой на близлежащих деревьях дает больше шансов увидеть солнечные столбы.

Заранее найдите подходящие локации

Регион Бие-Фурано огромен, погода и влажность воздуха зависят от местности. В подобных местах и ищите возможные точки съемки (включая свое место проживания), когда это возможно, чтобы при соблюдении всех необходимых погодных условий вы могли просто направиться к одному из них. После этого все зависит от того, насколько хорошо вы читаете свет и выбираете позицию для съемки.

Оборудование

Солнечные столбы, скорее всего, сформируются сразу после рассвета, когда температура будет самой низкой. Поскольку вы будете снимать на солнце, наличие зонтика для защиты от избыточного солнечного света поможет сделать ваши снимки более четкими.

Положение и композиция кадра

Если вы хотите, чтобы солнечные столбы были засняты четко, очень важен ваш угол относительно солнца. Для основного изображения фотограф наклонил камеру и объектив немного вниз. Также хорошо иметь темный фон, чтобы солнечные столбы были более заметными на фото. Для основного изображения Тошики использовал тени, отбрасываемые холмами, окружающими Биэй.

Некоторые предпочитают целенаправленно снимать только солнечные столбы и алмазную пыль. Тем не менее, для Тошики съемка сненых столбов — это также о природном ландшафте. Он стремится запечатлеть шедевры, которые объединяют в себе как сами явления, так и окружающую природу.

Настройки экспозиции и баланса белого

Настройка диафрагмы меняет внешний вид солнечного столба. Для основного изображения Тошики закрыл диафрагму до f/11, чтобы солнечный столб выглядел как колонна света. Но можно также сделать снимки на несколько стопов шире, тем самым создать круги боке.

EOS 5D Mark IV/EF100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM/FL: 400 мм/AE с приоритетом диафрагмы (f/5,6, 1/400 с, EV-0,7)/ISO 800/WB: дневной свет

При использовании более широкой диафрагмы кристаллы снега превращаются в бесчисленные круги боке, что придает снимку совсем другое ощущение.

EOS 5D Mark IV/EF100-400 мм f/4,5-5,6L IS II USM/FL: 400 м/приоритет диафрагмы AE (f/5,6, 1/3200 сек, EV ± 0)/ISO 200/WB: дневной свет; Снято 21 января, 9:15

Для этого снимка Тошики поместил точку фокусировки на ближайшие ветки. Кристаллы снега возле камеры превратились в огромные круги боке, напоминающие мыльные пузыри.

Убедитесь, что фон темный

Темный фон, вероятно, приведет к тому, что ваша камера немного переэкспонирует снимок, поэтому вы можете применить отрицательную компенсацию экспозиции.

EOS 5D Mark IV/EF100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM/FL: 124 м/AE с приоритетом диафрагмы (f/11, 1/100 с, EV-0,7)/ISO 800/WB: дневной свет; Снято 17 января, 7:45

На этом снимке, сделанном сразу после восхода солнца, солнечный столб окрашен светом золотого часа, однако освещение не достигло заднего плана. Использование отрицательной компенсации экспозиции помогло предотвратить переэкспонирование. Используйте баланс белого «Дневной свет», чтобы сделать тени голубоватыми. Тошики обычно устанавливает баланс белого на «Дневной свет», если необходимо, чтобы тени выглядели голубоватыми. Использование же ББ «Авто» приведет к тому, что баланс белого будет ближе к тому, что видят ваши глаза.

Локация съемки

Снимки в этой статье были сделаны на холмах возле города Биэй и Ками-фурано, которые находятся в 20 минутах езды от аэропорта Асахикава. Но вы можете фотографировать солнечные столбы где угодно, но при условии правильных погодных условий.

Источник: https://fotogora.ru/