- Свадебный фотограф — Сергей Петров - http://petrovss.ru -

ФотоДело — Упражнения для черно-белой фотографии

Как сказал классик фотографии Эллиотт Эрвитт: «Цветная фотография описательна, в то время как черно-белая дает возможность для интерпретаций».

В этой статье профессиональный фотограф Кевин Ландвер-Йохан (Kevin Landwer-Johan) делится некоторыми простыми упражнениями для фотографов, чтобы разобраться в характерных особенностях черно-белой фотографии.

Фотограф: Кевин Ландвер-Йохан. Nikon D700, 120 мм, 1/800 с, f/2,8, ISO 400, ручной режим, точечный замер

Мыслите в черно-белом

Заправка черно-белой пленки в камеру заставляет фотографа думать в ЧБ.

Целенаправленная фотосъемка в черно-белом режиме отличается от конвертации во время постобработки. Фотограф должен думать иначе — пренебрегать цветом. Хорошая черно-белая фотография не сводится к избавлению от цветов: она зависит от контраста и диапазона тонов, а также от того, как они соотносятся с композицией. Научитесь смотреть на тона, а не цвета при компоновке кадра.

Камера записывает отраженный свет. Свет оказывает огромное влияние на тона снимка. Количество и качество освещения определяет то, как будет выглядеть объект. В черно-белой фотографии это влияние особенно выражено.

Фотограф: Кевин Ландвер-Йохан. Nikon D800, 35 мм f/1,4, 1/100 с, f/4, ISO 100, ручной режим, точечный замер

Выберите один объект для упражнений

Для этих упражнений можно выбрать, например, небольшую сцену из натюрморта с различными домашними предметами (их впоследствии можно будет сравнивать). Нужны вещи, которые вы можете свободно перемещать. Ищите немонохромные: смесь тонов будет очень полезной. Если вы фотографируете что-то с белыми, черными и полутонами, различия будут нагляднее.

Основная цель этих упражнений — помочь лучше понять тон.

Мягкий свет, с улицы в облачный день с использованием усредненного светомера. Nikon D800, 55 мм f/3,5, 1/800 с, f/8, ISO 400, ручной режим, экспозамер

Освещение для черно-белой фотографии

Причина необходимости в свободном перемещении объекта заключается в том, что так получится снимать в разных местах и условиях освещения. Тип освещения напрямую влияет на то, как он будет выглядеть. При использовании жесткого света черно-белые фотографии будут выглядеть иначе, нежели при мягком освещении.

Сильный свет создает высокую контрастность, независимо от тона объекта съемки. Мягкий свет значительно облегчает равномерную экспозицию. Подумайте о качестве света и о том, как оно влияет на внешний вид фотографий во время работы.

Жесткий свет

Разместите объект в месте с ярким светом. Идеально на улице в солнечный день, потому что тогда получатся более четкие тени.

Также к резкому освещению приведет использование встроенной вспышки без рассеивателя. Понадобится отснять тестовые изображения и изучить их, чтобы увидеть, где и как падают тени. Сделайте серию фотографий с первого взгляда. Проэкспонируйте некоторые нормально. Используйте усредненный замер и установите экспозицию так, чтобы измеритель показывал ноль, или позвольте камере выбрать настройку, если вы используете автоматический режим.

Жесткий свет, на улице в солнечный день, использовался точечный замер с подсветкой на стальном кувшине. Nikon D800, 55 мм f/3,5, 1/800 с, f/11, ISO 400, ручной режим, точечный замер

Далее проэкспонируйте светлые области. Снимите показания экспонометра с самой яркой части композиции. Чтобы сделать это, установите измеритель камеры так, чтобы он указывал на светлое место для считывания. Если вы используете live view, ваша камера может отображать то, как будет выглядеть фотография при использовании ручного режима. Таким образом, можно отрегулировать экспозицию для бликов в зависимости от того, что вы видите на экране. На многих беззеркальных камерах видоискатель будет отображать экспозицию так же, как когда вы установите ручной режим.

После того, как вы сделаете несколько фотографий с этими настройками, используйте ту же технику, чтобы установить экспозицию, чтобы области тени были хорошо видны. Сделайте еще одну серию фотографий.

Жесткий свет, на улице в солнечный день с использованием точечного замера из самой темной области на черном кувшине. Nikon D800, 55 мм f/3,5, 1/250 сек, f/11, ISO 400, ручной режим, точечный замер

Если вы находите это упражнение полезным и у вас есть время, повторите весь процесс. Перемещайте предметы и создавай композиции под разными углами. Помните, что первый угол, с которого вы думаете сфотографировать, является наиболее очевидным решением, но не всегда самым интересным. Посмотрите, как свет падает на объект и как выглядят тени. Повторите процесс и сделайте фотографии с тремя различными настройками экспозиции.

Мягкий свет

Если вы фотографируете на улице на солнце, перенесите объект в затененную область. Если вы находитесь внутри и используете вспышку, сделайте следующие серии фотографий без ее использования. Если света мало, вам может понадобиться штатив, чтобы спокойно использовать длительную выдержку.

Мягкий свет, на улице в облачный день, снято с помощью точечного замера с подсветкой на стальной кувшин. Nikon D800, 55 мм f/3,5, 1/2500 с, f/8, ISO 400, ручной режим, точечный замер

Повторите ту же серию экспозиций, которые вы делали, когда фотографировали при ярком освещении. Подумайте о тонах в композиции, когда вы считываете экспозицию и смотрите на результаты.

Если вы фотографировали на улице, переместите объект внутрь помещения и подальше от любых окон или другого яркого света и повторите весь процесс. Получится более низкий контраст. Вариация будет тонкой, но все же интересно посмотреть на результат. В процессе делайте заметки о том, что вы делаете, и свои размышления. Вам не нужно записывать настройки камеры, как в данных EXIF. Вместо этого запишите, что вы наблюдаете в контексте тонов, света и теней.

Мягкий свет, на улице в облачный день, снято с помощью точечного замера по самой темной области на черном кувшине. Nikon D800, 55 мм f/3,5, 1/80 с, f/8, ISO 400, ручной режим, точечный замер

Максимально используйте тени

Особенно при ярком освещении тени оказывают большое влияние на черно-белые фотографии. Подумайте, откуда исходит свет относительно камеры. Как это меняет внешний вид композиции, когда вы перемещаетесь вокруг объекта? Как меняется картина, когда вы его перемещаете?

Это легче увидеть, если работать с солнцем в качестве источника света. Используя вспышку, вам придется часто возвращаться к экрану, чтобы увидеть изменения. Посмотрите на различия в теневых областях на разных наборах фотографий. Насколько они различаются, когда они проэкспонированы для теней и для светлых участков?

Фотограф: Кевин Ландвер-Йохан. Nikon D800, 35 мм f/1,4, 1/200 с, f/3,2, ISO 160, ручной режим, экспозамер

Мыслите творчески

Выберите одно изображение из каждой установки и каждой настройки экспозиции. После этого просто обесцветите их. Это не идеальное средство для преобразования фотографий в ЧБ, но для этого упражнения будет достаточно. Подумайте о различиях между настройками экспозиции. Подумайте, как источники света повлияли на тон объектов.

При ярком и мягком освещении вы заметите, что тон объектов выглядит по-другому. Каждый набор фотографий, сделанных с различными настройками экспозиции, даст очень разные результаты. Это особенно заметно при ярком освещении.

Фотограф: Кевин Ландвер-Йохан. Nikon D800, 50 мм f/1,4, 1/400 с, f/4, ISO 250, ручной режим, режим замера

Выберите одну фотографию из каждого набора, чтобы внести некоторые дополнительные корректировки в постобработке. Поработайте с контрастом, тенями, черными и белыми оттенками, светлыми областями. Пробуйте, чтобы понять, какое характерное влияние постобработка оказывает на черно-белые фотографии.

Источник: https://fotogora.ru/