- Свадебный фотограф — Сергей Петров - http://petrovss.ru -

ФотоДело — Руи Палья и его стрит-фотографии в стиле португальского фаду

Руи Палья (Rui Palha) — португальский стрит-фотограф с узнаваемым и запоминающимся стилем. Критики и поклонники иногда называют его fado, по аналогии со знаменитым музыкальным стилем фаду. Как и мелодии, полные тоски о прекрасном, снимки Палья нередко лиричны и даже меланхоличны. Но это вдохновенная и очень красивая грусть об одиночестве в толпе, поиске человечности, душе, которая стремится к свободе.

Черно-белые фотографии Руи Палья похожи на акварели или эфемерные воспоминания о «тонком мире», который всегда рядом, но увидеть его можно лишь боковым (или внутренним) зрением. Его стрит-фото всегда отлично освещены, композиционно совершенны, но в них нет ни капли равнодушной выверенности. Мастерство автора придает снимкам «техническую» безупречность, а эмпатийность и чуткость вдыхает в них жизнь.  

Талант португальца высоко оценивает аудитория и профессиональное сообщество. Руи Палья — один из самых уважаемых и известных стрит-фотографов и уличных портретистов. На его странице в Facebook более 330 тысячи подписчиков, а мастер-классы и семинары всегда пользуются популярностью. У Руи Палья вышла книга «Уличная фотография», высоко отмеченная фотообществом Португалии. Он получил премию на конкурсе SPA/RTP, золотую медаль Salão Internacional CAF Internet SICAFI 2003 и стал победителем лондонского SPI Street Awards 2018.

Выставки работ фотографа проходят в разных странах — родной Португалии, Италии, Великобритании и даже в Ираке. При этом он остается скромным человеком. Руи Палья тихо живет в Лиссабоне, предпочитает не рассказывать о себе много и оставаться в тени, как, по его собственному утверждению, и должен поступать настоящий уличный фотограф.

От хобби к мастерству в профессии

Руи Палья родился в апреле 1953 года и очень долго занимался фотографией как хобби. Первая камера появилась у него в 13 лет. Это была компактная Minolta 16 мм с маленькими и тонкими негативами. Новое увлечение захватило Руи настолько, что он оборудовал дома темную комнату и все свободное время начал посвящать съемкам. Больше всего молодому фотографу нравилось искать сюжеты на улице и «нажимать на кнопку», выхватывая движения, реакцию людей, выражения их лиц. До сих пор человек — смысловой центр и важнейший элемент фотографий Руи Палья.

Профессию, между тем, фотограф-любитель получил в другой области. Он стал экспертом в компьютерных технологиях mainframe и работал по специальности до 2001 года. Отдых Руи Палья находил в фотосъемке на улицах. Он даже организовал группы единомышленников. Фотографы-любители ходили гулять по выходным, захватив с собой камеру, работали с одним типом пленки, а затем встречались, чтобы сравнить и обсудить результаты.

В 2001 году Руи Палья оставил основную работу и полностью сконцентрировался на стрит-фотографии. Он помногу ходит пешком, подчас «наматывая» по 20 км по любимым Лиссабону и Парижу, другим городам. Фотограф путешествует и по экзотическим местам. У него есть отличные серии снимков из Вьетнама, Таиланда, Макао — с местными жителями, прогуливающимися по узким улочкам, отмечающими национальные праздники или просто глядящими в камеру.

Фотограф не боится опасных, неблагополучных районов, находя там отличную фактуру. Он часто разговаривает со своими моделями, стремясь захватить их эмоции и реакцию. Во многих интервью Руи Палья называет своими вдохновителями гениальных уличных фотографов прошлого — Анри Картье-Брессона, Вилли Рони, Эллиотта Эрвитта, Робера Дуано. Как и они, португалец постоянно находится в поиске «момента» и видит на фотографиях, прежде всего, человеческую историю.

Дело не в технике

Руи Палья часто задают вопросы, на какую камеру он снимает, как обрабатывает фотографии, какой формат файлов предпочитает. Фотограф всегда отвечает — техника, в конечном счете, не так и важна. Безусловно, хорошая оптика и камера работают на результат, но намного более значимым для уличного фотографа остается цепкий глаз, который постоянно находится на одной «оси» с пальцем на спуске затвора, мозгом и сердцем автора.

У Руи Палья нет любимого фотоаппарата, но он постоянно тестирует новую технику. Чаще всего он снимает на Leica DLUX 4 с объективами от 24 мм, Leica DLUX 5, Sony RX1, Fuji XPRO. Часто фотограф обращается к Nikon, выбирая модели D700 и D800. С зеркальными камерами он использует только объективы 20-50 мм и всегда выбирает формат jpeg, а не raw.

Руи Палья говорит, что предпочитает работать с освещением, динамикой при «реальной» съемке, а не заниматься долгой постобработкой. Даже если готовые кадры оказываются по большей части неудачными, фотограф не изменяет jpeg, а лишь безжалостно удаляет фото, оставляя лишь лучшие. Единственная обработка, которую любит Руи Палья — монохром и оттенки серого. Подбирая их при конвертации фотограф добивается своего знаменитого эффекта зыбкости и мимолетности времени в кадре.

Несмотря на большой опыт работы с пленочными камерами, сейчас Руи Палья снимает на «цифру». Как он сам говорит, это просто позволяет избежать рутины с темной комнатой и обращений в коммерческие ателье для проявки. Руи утверждает, что знаком лишь с 10% функций своего Nikon D800, и главное — это глаза и концентрация.

Фотограф никогда не слушает музыку и не отвлекается во время съемки. Он старается увидеть каждый мимолетный момент, вслушивается в звуки улицы, чтобы предвидеть и поймать «тот самый» кадр. Иногда он заранее выбирает место и время — например, чтобы сделать снимок в любимые рассветные часы и под конец дня. Но в 90% случаев его снимки спонтанны и представляют собой удивительно сочетание счастливого случая и несомненного таланта португальского фотографа.

Источник: https://fotogora.ru/