ФотоДело — Про качество света в пейзажной съемке


Фотограф-профессионал Рик Келлер (Rick Keller) рассказывает о том, что означает качество света в пейзажной фотографии, а также о различных сценариях, в которых фотограф может использовать свойства света для создания определенного эффекта.

Nikon D800, Nikkor 24-85 мм F/3,5-4,5 G ED VR

Nikon D5000, Nikkor 55-200 мм F/4,0-5,6 G ED VR

При создании пейзажной фотографии важно подходить к качеству света с учетом двух взаимосвязанных свойств: направленности и цветовой температуры. Направленность света определяет важнейшее качество теней, контрастности и текстур в пейзаже. В свою очередь, тени — это то, что создает глубину, форму и размерность в сцене, а также может  вызывать настроение и эмоции.

  • Рассмотрим простой лист мятой бумаги. Если мы изменим направление света, повлияет ли это на внешний вид?

Лист освещается исключительно потолочной лампой накаливания. Направленность этого света более или менее равномерна, но не полностью. Как видите, есть тени, которые придают видимость формы, размера и текстуры, но эффект не является убедительным.

Если отрегулировать освещение, оставив верхнюю лампу накаливания включенной и поместив ее перед объектом, непосредственно за объектом и с обеих сторон, то по сравнению с предыдущим изображением, этот объект станет безжизненным и скучным.

Давайте оставим бумагу освещенной только с левой стороны под низким углом. Источник света теперь является однонаправленным и смещается по объекту под небольшим углом, мы можем видеть более длинные тени, больше формы и контуров, больше текстур и есть ощущение глубины.

Давайте осветим бумагу только лампой сзади под небольшим углом (т.е. с подсветкой).

С одной стороны, остаются длинные тени, что означает, что мы можем оценить те же физические атрибуты (форма, текстура, глубина), а также наблюдать драматизм в фотографии. Разница в том, что сам «ландшафт» изменился из-за изменения направления теней. Вместо того, чтобы длинные тени отбрасывались перпендикулярно оси объектива, теперь тени отбрасываются к объективу.

Тени теперь более скрыты, почти так же, как тени были скрыты в первых двух примерах, когда были заполнены более равномерным освещением. Теряется большая часть физической глубины, текстур, форм и настроения, которые были заметны при боковом и заднем освещении.

По сути, переднее освещение аналогично свету, который используют многие фотографы-портретисты, а именно переднее рассеянное освещение (то есть «освещение бабочка»), чтобы скрыть дефекты на коже лица. Для фешн-фотографов это качество света может быть тем, что нужно; но для фотографа-пейзажиста регистрация подобных «дефектов» — необходима.

Тени и контраст являются важным визуальным сигналом для человеческого разума в восприятии формы и глубины в трехмерном пространстве. Качество света, хорошо подходящее для пейзажной фотографии, — низкий угол, однонаправленный боковой или задний свет.

Боковое освещение

Однонаправленность этого света прекрасно создает заманчивые тени, текстуры и форму, а также придает сцене трехмерность и настроение.

Рассмотрим следующую пейзажную сцену, где падающий солнечный свет проникает под небольшим углом, почти перпендикулярным оси объектива.

Икеда Анба 4×5, Nikkor-SW 75 мм f/4,5, Ilford HP5 Plus, Wratten

Как хорошо видно тени в песке, листве и в скалах из песчаника создают иллюзию глубины, а также множество интересных текстур.

На следующей фотографии, сделанной во время прогулки по высокогорьям Исландии, свет падал под небольшим углом, почти перпендикулярным оси объектива. Тени и контрасты были заманчивыми, как и чувство размерности и текстуры.

Nikon D800, Voigtander 40 мм f/2 SL II

Как можно увидеть, свет проникает через гору под низким углом и перпендикулярно объективу. Обратите внимание на направление теней, общий контраст и грубые текстуры на снегу и скале.

Мамия 7II, 210мм f/8, Kodak T-Max 100, Wratten

Подсветка

На следующей фотографии песчаных дюн свет проникает через пейзаж сзади под небольшим углом, отбрасывая тени к объективу. Как и в случае бокового освещения, этот свет волшебным образом выявляет текстуры песка и прекрасно подчеркивает форму и контуры, благодаря взаимодействию теней и бликов.

Nikon D800, Nikkor 28-300 мм f/3,5-5,6 G ED VR

Силуэты

На следующей фотографии силуэты сосен на фоне лучезарного заката создали живое и романтическое настроение.

Икеда Анба 4×5, Kodak Wide Field Ektar 100 мм f/6,3, Fujichrome Velvia 100, 81C

Точно также на следующей фотографии сочетание глубоких теней и ярких бликов создает глубину и эмоции, а подсветка, скользящая по нижней части облаков и поверхности океана, — заманчивые текстуры.

Мамия 7II, 43мм f/4.5, Fujichrome Velvia 50, 85C

Просвечивание

Классический пример — теплое и яркое свечение солнечного света осенью, как показано на следующей фотографии.

Nikon D800, Nikkor 28-300 мм f/3,5-5,6 G ED VR

Переднее освещение

Направленность света, идущего из-за фотографа, эффективно скрывает тени от объектива, что для фотографа-пейзажиста вовсе не желательно. Скрытые тени лишают сцену формы, глубины и текстур, что приводит к плоскому изображению.

Однако есть три сценария, в которых переднее освещение может потенциально использоваться для создания привлекательной пейзажной фотографии. Первый сценарий, когда солнечный свет, в частности, на раннем восходе и на позднем закате освещает отдаленную структуру.

Nikon D3s, Nikkor 50 мм F/1,8 D

Второй сценарий — съемка радуги.

Nikon D800, Nikkor 28 мм F/2,8 AIS

Третий сценарий состоит в том, чтобы захватить тени, отбрасываемые объектом, который расположен непосредственно за камерой, чтобы создать интерес на переднем плане в сцене.

Nikon D3s, Никкор 24мм f/1,4G

Ровное освещение

Из-за рассеянного характера этого освещения большая часть теней в ландшафте заполнена. Это приводит к относительно низкому контрасту и плоскому физическому и эмоциональному виду, как показано на следующей фотографии. По этим причинам Рик обычно избегает такого типа освещения при фотографировании пейзажей, если в самом ландшафте нет ничего необычного или уникального.

Nikon D800, Voigtländer 40 мм f/2 SL II

Потенциальным преимуществом рассеянного равномерного освещения в процессе визуализации может быть захват яркости цветов у растений и цветов, особенно при освещении яркого пасмурного неба (между f/5,6 и f/8).

Nikon FM3a, Nikkor 28-70 мм f/3,5-4,5 D, Kodak Ektar 100, 81A

Nikon D5000, Микро Никкор 60мм f/2.8G

Полуденный солнечный свет

Проблема с этим типом не однонаправленного освещения в том, что отбрасываемые тени относительно короче, более резкие, темные и обладают меньшим количеством текстурных деталей, чем более длинные, мягкие и насыщенные деталями тени однонаправленного света.

Nikon FM3a, Nikkor 28-70мм f/3,5-4,5 D, Fujicolor Superia XTRA-400, 81А

Золотой час

Найти этот свет очень просто: вскоре после восхода солнца и незадолго до заката. Продолжительность каждого «часа» может варьироваться в зависимости от вашего местоположения относительно экватора Земли. Этот свет может похвастаться однонаправленностью, которая необходима для создания длинных теней, раскрытия текстур и придания пространству масштаба.

Nikon D800, Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6 G ED VR

Цветовая температура

Цветовая температура представляет из себя интересное физическое свойство света, которое определяет взаимосвязь между температурой источника излучения и цветом света, который излучает источник. В цветной цифровой фотографии цветовая температура света часто является синонимом принципа, называемого балансом белого.

Цветовая температура солнечного света циклична в течение дня, будучи низкой (т.е. визуально теплой) на рассвете, постепенно повышаясь к середине дня (т.е. становясь визуально более холодной или нейтральной), а затем постепенно снижаясь к закату, после чего резко возрастает в сумерках.

Источник: https://fotogora.ru/


Подпишитесь на рассылку новых статей на Ваш Email. После процедуры регистрации, в письме посланом Вам пройдите по ссылке для подтверждения подписки.

Комментарии закрыты.

-->
Навигация по сайту
Новое на сайте

Свежие записи
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования