ФотоДело — Назад к основам: расшифровка выдержки и движения в кадре


Прошло много лет, но профессиональный фотограф Адам Уэлч (Adam Welch) до сих пор помнит, как он смутился, когда впервые понял, что выдержка не имеет абсолютно никакого отношения к тому, насколько быстро открывается и закрывается затвор камеры. Будучи новичком, он интуитивно предполагал, что некоторые камеры просто сделаны с более быстрыми затворами.

Скорость затвора же относится ко времени, в течение которого затвор остается открытым, а не к тому, как быстро он механически открывается или закрывается. Таким образом, в некотором смысле, нет медленных или быстрых выдержек. Существует только более длительное или короткое время срабатывания затвора относительно собственного движения камеры и объекта.

Скорость затвора и эффекты движения

На мгновение представим, что вы — самый быстрый бегун в мире, и никакой другой человек не может победить вас в гонке. А теперь представьте себя бегущим рядом с гепардом. Внезапно ваша скорость не кажется такой уж быстрой, однако не будем на этом останавливаться. Допустим, гепард решает принять участие в гонке на самом быстром реактивном самолете в мире, и каждый раз он выигрывает. Затем поставьте его против скорости света… Дело в том, что выдержка вашей камеры точно так же взаимодействует с движением.

Скорость затвора (или время выдержки), равное 1 секунде, не является проблемой, если камера надежно установлена на штатив. Если снимите фотокамеру со штатива и будете снимать с рук с той же скоростью затвора, станет трудно избежать дрожания камеры на изображении.

То же самое верно для движения объектов; мы можем размыть или заморозить движение в зависимости от выбранной скорости затвора. Воспринимаемое движение объекта обусловлено соотношением времени открытия затвора и скорости самого объекта.

Практические примеры

Давайте выберем выдержку случайно; скажем, это 1/60 секунды. Если вы снимаете объект, который абсолютно неподвижен относительно камеры, например, выключенный потолочный вентилятор, все выглядит спокойно. Притворимся, что вы просто любите снимать фотографии потолочных вентиляторов.

Теперь получим другое изображение с включенным вентилятором, и ситуация меняется. Лопасти вентилятора движутся в пространстве гораздо быстрее, чем скорость затвора в 1/60 секунды может запечатлеть, в результате чего лопасти выглядят размытыми.

На 1/60 с лопасти выходят размытыми

И тут, чтобы нас спасти, вмешивается Эйнштейн. Все, что нужно сделать, чтобы контролировать движение в кадре, — это увеличить скорость затвора, чтобы она стала выше, чем у лопастей потолочного вентилятора.

С 1/125 с движение становится менее выраженным

… и 1/500 с почти полностью замораживают движение лопастей. Еще на один стоп быстрее (1/1000), и движение будет остановлено

Как только вы поймете, что скорость затвора является решающим фактором в управлении восприятия движения объекта в кадре, вы сможете контролировать насколько отчетливо движение на снимке.

Как выдержка зависит от ISO и диафрагмы?

Итак, как именно скорость затвора влияет на весь треугольник экспозиции? Все части треугольника (ISO, диафрагма и выдержка) определяют количество и продолжительность света, который попадает в камеру. Каждый из этих факторов дополняет друг друга: вы можете достичь аналогичных результатов экспозиции путем корректировки переменных относительно друг друга. Поскольку в нашем случае мы имеем дело со скоростью затвора, потребуется отрегулировать диафрагму и/или ISO, чтобы компенсировать выбор скорости затвора.

Проще говоря, для каждого полного стопа скорости затвора вы удваиваете или делите пополам количество света, попадающего в камеру. Это означает, что выдержка в 1/250 секунды вдвое быстрее и пропускает вдвое меньше света, чем в 1/125 секунды.

В качестве альтернативы: выдержка в 1/60 секунды примерно вдвое медленнее, чем 1/125, и, следовательно, позволяет удвоить количество пропускаемого света. Таким образом, скорость затвора 1/250 с на один стоп быстрее, чем 1/125 с, а 1/60 с на один стоп медленнее.

Связь с диафрагмой и ISO вступает в игру, когда вы понимаете, что они также измеряются в стопах, хотя и немного иначе. Это означает, что мы можем напрямую соотнести скорость затвора с имеющимися ISO и диафрагмой, думая в контексте стопов.

Допустим, мы снимаем движущийся объект с выдержкой 1/60 с при f/5,6 и ISO 100. Изображение корректно проэкспонировано, но объект выходит размытым. Дальше мы обнаруживаем, что выдержка в 1/250 секунды (на два стопа быстрее) останавливает движение, но также оставляет нашу сцену недоэкспонированной на два стопа, поскольку мы фактически уменьшили количество света в четыре раза.

Чтобы сохранить экспозицию, мы должны каким-то образом компенсировать уменьшенное количество света из-за более высокой скорости затвора, увеличивая ISO на два стопа, или снимая с диафрагмой, на два стопа шире, чем f/5.6. Таким образом, чтобы поддерживать ту же экспозицию, новые настройки экспозиции должны быть либо 1/250 с при f/2,8 и ISO 100, либо на 1/250 секунды при f/5,6 и ISO 400.

Некоторые соображения по поводу выдержки

Чем больше фокусное расстояние объектива (чем больше зум), тем более заметным становится движение объекта и дрожание камеры. Если вы собираетесь использовать длинные выдержки, убедитесь, что у вас есть прочный штатив и, в идеале, возможность дистанционного спуска затвора.

Бывают ситуации, когда вы не можете выровнять экспозицию, используя только настройки камеры, чтобы получать желаемый уровень движения. Именно здесь на вес золота будет фильтр с нейтральной плотностью.

При съемке длинных выдержек ночного неба, используйте «Правило 600», чтобы приблизить максимально возможное время срабатывания затвора, прежде чем звезды начнут двигаться в зависимости от фокусного расстояния ваших линз. «Правило 600» гласит, что 600, умноженное на фокусное расстояние, дает приблизительную максимальную выдержку, от которой вы можете отталкиваться при выборе других факторов экспозиции.

Уменьшите дрожание камеры при съемке с рук, применяя так называемое правило взаимности. Проще говоря, вы не должны снимать с выдержкой, которая меньше единицы деленной на фокусное расстояние объектива. Это означает, что с полнокадровым сенсором и объективом 85 мм не рекомендуется снимать медленнее, чем 1/85 с. Если вы используете кроповую камеру, то формула будет на 1 больше (фокусное расстояние умноженное на коэффициент кадрирования датчика).

Используйте зеркальную блокировку (если камера имеет эту функцию) при длительной экспозиции. В камерах DSLR/SLR зеркальный механизм отключается во время экспозиции. Это может вызвать дрожание аппарат, особенно при использовании облегченной камеры и объектива. Блокировка зеркала перемещает зеркало в сторону до экспонирования, так что камера остается максимально устойчивой.

Закрывайте видоискатель во время очень длинных выдержек. Как и в случае с зеркалом, в камерах DLSR/SLR используется оптический видоискатель, что означает, что свет может проникать через видоискатель при длительной экспозиции. Рекомендуется накрыть видоискатель лентой, тканью для объектива или специальной крышкой видоискателя, которая прикрепляется к ремешкам некоторых камер, если вы снимаете сверхдлинные выдержки (более минуты или более), чтобы рассеянный свет не испортил экспозицию. По этой причине некоторые старые пленочные зеркальные камеры имеют встроенную крышку видоискателя.

Заключение

В зависимости от желаемого результата мы можем контролировать восприятие движения в кадре, используя выдержку. Выдержки, которые относительно медленнее, чем движение в сцене, вызывают размытие. Скорость затвора относительно выше, чем движение внутри сцены, остановит движение на фото.

Как только вы поймете основные принципы создания фотографий, все остальное станет легким в усвоении.

Источник: https://fotogora.ru/


Подпишитесь на рассылку новых статей на Ваш Email. После процедуры регистрации, в письме посланом Вам пройдите по ссылке для подтверждения подписки.

Комментарии закрыты.

-->
Навигация по сайту
Новое на сайте

Свежие записи
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования