ФотоДело — Как фотографу акцентировать композицию в хаосе


Мир природы может быть хаотичным. Тот, кто занимается пейзажной фотографией, постоянно сталкивается с ситуацией, когда природа кажется слишком беспорядочной и как бы неправильной для фотосъемки, независимо от того, что хочется передать на изображении: леса, каньоны, береговые линии и т.д. В непростом ландшафте стараются найти неуловимую жемчужину простоты. Давайте разберемся, как в царящем беспорядке расставить смысловые и гармоничные акценты.

Баланс и простота

Пожалуй, существуют два элемента композиции, которых при правильном применении достаточно, чтобы вывести фотографию за пределы обычного уровня качества. Это уравновешенность (баланс) и простота.

Баланс — это расположение элементов композиции. Фото сбалансировано, когда «визуальный вес» изображения равномерно распределен слева направо, как если бы фотография оставалась идеально ровной на точке опоры. Сбалансированные фотографии создают у зрителя ощущение умиротворения и гармонии. Хотя баланс не всегда лучше дисбаланса, но, тем не менее, баланс считается одним из лучших способов превратить сложную сцену в содержательный, продуманный изобразительный образ.

Простота не означает, что на фотографии присутствует мало элементов. Напротив, это означает, что каждый элемент, включенный в композицию, существует по какой-то причине, а вы уже удалили из нее как можно больше отвлекающих элементов. Чем сложнее пейзаж, тем больше может быть таких отвлекающих факторов. Вам стоит безжалостно избавляться от элементов фотографии, которые не вписываются в эмоциональный месседж, даже если этот эмоциональный посыл состоит из хаоса и сложностей.

NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 135 мм, ISO 800, 1/400, f/16,0

Работа со сложными пейзажами

Итак, независимо от того, какую сцену вы снимаете, первый вопрос, который нужно задать себе: какое послание зрителю вы хотите передать? Это приводит ко второму вопросу: какие решения нужно принять, чтобы реализовать эту задачу?

Каждое решение в фотографии — баланс или дисбаланс, переэкспонирование или недоэкспонирование, диафрагма f/2,8 или f/8 — переносит определенные эмоциональные акценты на фотографии в ту или иную сторону. Если вы четко знаете, что хотите сказать своей работой, нужный ответ на все вопросы возникнет немедленно. Не позволяйте сложности сцены усложнять задачу. Начните с выбора эмоционального посыла и только после этого двигайтесь дальше.

В хаотичном ландшафте эмоциональное послание вполне может быть частью хаоса. В конце концов, легче реализовать идею, если она не сильно противоречит происходящему перед глазами фотографа, не говоря уже о том, что причина, по которой выбирается эмоциональное сообщение, зависит от ваших собственных эмоций, которые вы испытывали во время съемки. Например, нагромождение неоднородных горных вершин скорее вызовет у вас чувство напряженности и разлада, чем спокойствие.

Итак, если вы решите принять за основу хаотичный характер сцены, нужно помнить, что простота тут все еще применима. Зрители будут смотреть на фото и как бы вы ни хотели передать ощущение подавленности, все-таки в ваши задачи не входило, чтобы люди отворачивались от изображения. Даже идею хаоса (на самом деле, особенно идею хаоса) легко испортить небрежной композицией.

Хаотичное фото гор. NIKON D810 + 70-200 мм f/2,8 @ 70 мм, ISO 160, 1/500, f/11,0

Но что, если хаос не входит в эмоциональное послание, но пейзаж перед глазами выглядит очень перегруженным? Чаще всего это случается при фотосъемке леса, когда фотограф желает снять спокойную мирную сцену, но в итоге получает просто подавляющее количество деталей, которые отвлекают от основной идеи фотографии. В подобных случаях требуется немного больше, чем обычно, работы для упрощения сцены.

Во-первых, посмотрите можно ли сфотографировать какие-либо детали ландшафта. Вместо того чтобы сосредотачиваться на общей сцене, обратите внимание на более мелкие ее части. В лесу, который сложно фотографировать, достаточно одной выразительной ветки дерева или даже нескольких листьев, чтобы передать суть. Перемещайтесь, чтобы кадрировать этот меньший объект, а не захватить весь видимый лес целиком.

Вы также можете подождать, пока изменится погода, и условия освещения будут более благоприятными. Бывают прекрасные моменты дня, когда на дерево падает единственный луч солнечного света, или фон в пейзажной сцене окутан утренним туманом. Не забывайте смотреть в разные стороны, тогда вы сможете заменить мешанину теней четкими силуэтами, которые лучше смотрятся на изображении.

Помимо этого используйте в своих интересах техническую сторону фотографии. Работайте с длиннофокусным объективом, чтобы выделить небольшие сегменты целого, или используйте широко открытую диафрагму, чтобы размыть фон и сосредоточить внимание на конкретном объекте. Здесь также может помочь выдержка. Пробуйте панорамирование. Если фотографировать движущийся объект, чтобы размыть его окружение, можно получить всю фотографию в красивые цветные полосы. 

Панорамирование для упрощения сцены. NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 200 мм, ISO 100, 1/20, f/16,0

Если ничего не помогает, пробуйте делать снимки с множеством элементов, которые несут гармоничный посыл. Это немного сложнее, но подумайте об известных фотографиях, которые вы видели, — таких, как «Очищающая зимняя буря» («Clearing Winter Storm») Анселя Адамса или «99 Cent» Андреаса Гурски. Это сложные изображения, но фотографы не теряют контроль над композицией.

Очищающая зимняя буря. Фото Анселя Адамса

  

99 Cent. Фото Андреаса Гурски

Это в значительной степени касается намеренного кадрирования фотографии. Речь идет сейчас просто баланс, как один из лучших способов создать гармоничные образы в негармоничном месте. Еще помогают другие элементы композиции. Обратите внимание на такие вещи, как выходы/входы на фотографии (т.е. чтобы края изображения были относительно чистыми и не отвлекающими внимание), а также на «визуальную игру», которая делает фотографию больше, чем просто суммой ее частей. Это именно то, что вы часто видите в хорошей уличной фотографии.

Простота в сложном ландшафте
NIKON D7000 + 17-55 мм f/2,8 @ 17 мм, ISO 100, 0,6 секунды, f/8,0

Заключение

Пожалуй, любая сцена может стать основой для хорошей фотографии, но некоторые места, несомненно, лучше подходят для снимков, чем другие. Некоторые пейзажи (даже по-настоящему красивые) очень сложно фотографировать, часто именно из-за того, что они очень сложные.

Один из вариантов — продумать смысл сцены и стремиться к ярким, хаотичным и многоэлементным фотографиям. Здесь вы идете по сложному пути, где из-за недостаточной осторожности фотографа изображение превращается из красиво беспорядочного в просто… беспорядочное. Самый большой совет, который можно дать в этом случае — постоянно задавать себе вопросы об эмоциях на фотографии и принимать решения им соответствующие. Имейте в виду, что зрители сначала смотрят на фотографию без какого-либо контекста, и вы не хотите, чтобы их немедленная реакция была непринятием.

Другой путь — в любом случае стремиться к более прямым, гармоничным композициям. Это часто включает в себя поиск одного элемента сцены и его изоляцию с помощью положения камеры, объектива, диафрагмы, выдержки или любого другого творческого инструмента. В некоторых случаях вы можете просто подождать, пока усложненный пейзаж не упростится в новых погодных и световых условиях. И, наконец, что не менее важно, вы можете попробовать сделать сложную фотографию сцены, которая включает в себя большое количество элементов, но не выглядит избыточно сложной, потому что вы использовали такие инструменты, как баланс и необходимое свободное пространство в кадре, чтобы создать тщательно продуманную композицию.

Источник: https://fotogora.ru/


Подпишитесь на рассылку новых статей на Ваш Email. После процедуры регистрации, в письме посланом Вам пройдите по ссылке для подтверждения подписки.

Комментарии закрыты.

-->
Навигация по сайту
Новое на сайте

Свежие записи
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования