ФотоДело — Георгий Пинхасов — мастер работы со светом и один из лучших мировых стрит-фотографов


Георгий Борисович Пинхасов — единственный российский фотограф, состоящий в Magnum Photo, и без упоминания этого факта не обходится практически ни одно эссе или интервью с ним. Действительно, знаменитое агентство приняло в свои ряды советского фотокорреспондента еще в 1988 году, вскоре после его эмиграции в Париж. Но профессионалам и ценителям жанра стрит-фотографии Пинхасов известен, благодаря своему мастерству и, прежде всего, умению работать со светом. За это умение коллеги вслух называют Георгия Борисовича гением.

Пинхасов также знаменит уникальной манерой работы с цветом, талантом поднимать самые приземленные, бытовые сцены к вершинам классической красоты и намеренным отказом от поиска своего стиля. Фотограф считает, что стиль превращает автора в раба, заставляя неосознанно выбирать предмет съемки, тогда как фотокорреспондент должен интуитивно реагировать на случайности и фотографировать даже то, что не хочется. По мнению Георгия Пинхасова, секрет стрит-фото заключается именно в ясной и чистейшей достоверности, а не в выражении своих вкусов и взглядов с помощью снимков.

При всей объективности, работы фотографа — нечто большее, чем «холодные» документы. Пинхасов привносит в снимки индивидуальность, «раскрашивает» их в своей узнаваемой манере, изобилующей сложными тенями, игрой отражений, контрастами размытого переднего и четкого заднего плана. «Ставить» классический свет и работать с камерой фотограф учился  во ВГИКе, и кинематографичная, остро-визуальная съемка с «многослойным» смыслом остается для него любимой и сейчас.

Георгий Пинхасов редко делится техническими приемами и секретами мастерства, предпочитая в интервью и на мастер-классах больше говорить о внутренней открытости и индивидуальности. Он — свободный художник, который с 1978 года никогда и на кого, кроме себя, не работал. Космополит, житель Парижа, он регулярно возвращается в Россию для участия в фотопроектах, наездами бывая и в родной Москве.

Путь к мировому признанию

Будущий фотокорреспондент Магнум родился в Москве в августе 1952 года. И еще в школе заинтересовался фотографией. Это побудило Пинхасова поступить во ВГИК, а после его окончания — стать фотографом и декоратором на «Мосфильме». В 1978 году фотограф официально «получил независимость», вступив в Московский союз художников-графиков. Уже через год состоялись его первые выставки — в Таллине и Москве. В столичном Доме литераторов и залах на ул. Малая Грузинская Пинхасов демонстрировал результаты первых опытов с техникой сепии.

В том же 1979 году произошло судьбоносное знакомство фотографа с Андреем Тарковским. Во время съемки репортажа о том самом «Сталкере» режиссер познакомил Пинхасова с работами Анри Картье-Брессона. До этого момента Георгий Борисович относился к фотографии как к чистому искусству и не был репортером, хотя часто снимал праздники, демонстрации и всяческие «столпотворения». Тарковский помог найти точку отсчета для профессионального становления фотографа. Кроме Картье-Брессона, Пинхасов называет своим вдохновителем американца Алекса Уэбба. Его работы помогли фотографу найти свою манеру работы с цветом.

В Москве начала 80-х Пинхасов подрабатывал корреспондентом, но в 1985 году поменял свою жизнь, женившись на француженке, и уехал в Париж. Там, по словам Георгия Борисовича, ему пришлось нелегко. Он слабо знал английский и французский язык, не входил в круг фотографов. Парижские галереи, куда он приносил свои работы, отказывали ему из-за неизвестности, а русскоязычному сообществу не доставало эксклюзивности — перестройка уже открывала границы.

В 1998 году Пинхасов представил серию цветных фото «Тбилисские бани», и их заметили в Magnum. Тогда же фотограф начал работать в агентстве — даже не зная, как быть международным репортером и организовывать съемку. Первое съемка для Magnum, в Чехословакии, проходила под жестким прессингом местных спецслужб, но Пинхасову удалось сфотографировать будущего первого президента Чехии — писателя Вацлава Гавела.

С 1990 года фотокорреспондент стал полноправным участником агентства Магнум, параллельно работая для крупнейших мировых изданий — New York Times, Geo, Actuel. По заданию «Нью-Йорк Таймс» в 1993 году Пинхасов приехал в Москву и Петербург, снимать изменившуюся страну и людей, вынужденных к ней адаптироваться. Георгий Борисович фотографировал везде, от Красной площади до первых столичных ночных клубов, составив точный и художественный портрет зыбкой эпохи. 

Несмотря на эмиграцию, Пинхасов не стал западным фотографом с иным взглядом на Россию. Он утверждает, что манера съемки не зависит от национальности и места жительства и часто приезжает в Москву. В 2019 году он участвовал в проекте Magnum Live Lab/19. Это редкий случай, когда фотограф участвовал в коллективной съемке с заданным форматом. Обычно, получив задание, дальнейшее он придумывает сам. В проекте Пинхасов даже снимал на айфон, а не только на любимую малоформатную камеру 24х36. Обычно он не делает фото для больших отпечатков — и не снимает в черно-белой гамме, считая ее своеобразным кокетством.

По просьбе московских властей Пинхасов приехал в столицу во время ограничений из-за Covid19, для съемки исторической пандемии, но сам попал под карантин. Георгий Борисович фотографировал украдкой, ночью, но все же его работы попали в проект — дедлайн отодвинули, и фотограф успел выйти из самоизоляции. Фото Пинхасова можно увидеть в выставке «Иной взгляд».

Сегодня Георгий Борисович продолжает активно работать, увеличивая свой и без того огромный архив. У Пинхасова, по его собственным словам, много фотографий — столько, что не сосчитать и ему самому. Еще у него трое детей, четыре изданных книги и несколько личных блогов — Facebook, Instagram. Там можно следить за творчеством фоторепортера, наслаждаясь его неординарными работами с особым взглядом на мир.

Источник: https://fotogora.ru/


Подпишитесь на рассылку новых статей на Ваш Email. После процедуры регистрации, в письме посланом Вам пройдите по ссылке для подтверждения подписки.

Комментарии закрыты.

-->
Навигация по сайту
Новое на сайте

Свежие записи
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования