ФотоДело — Франсуаза Демюльдер: особый взгляд фотографа на войну и жизнь


Франсуаза Демюльдер (Francoise Demulder) — одна из самых известных женщин-фотографов, занимавшихся военной репортажной съемкой. Она работала в главных горячих точках второй половины ХХ века — от Вьетнама в 60-х до Ирака в 90-х. Она также была первой женщиной, получившей приз World Press Photo. Международная организация наградила фотографа за снимок, который Франсуаза Демюльдер сделала в 1976 году в Бейруте, во время гражданской войны в Ливане.

Охваченная огнем Карантина, восточный район города, была центром резни — тогда погибло более 1000 человек. Пронзительный снимок стал предметом всеобщего обсуждения и сдружил Франсуазу и Ясира Арафата. Фотожурналистка, много времени проводившая на Ближнем Востоке, впоследствии неоднократно фотографировала палестинского лидера.

Франсуазу или, как ее часто называли, Фифи Демюльдер вообще отличало умение оказаться в нужном месте в нужное время. Оно принесло ей всемирное признание — в частности, за второй ее известнейший снимок, сделанный в Сайгоне при въезде сил Северного Вьетнама. Фотограф смогла поймать главный момент — ворота президентского дворца разбиваются, и в них проходят танки. В городе на тот момент было так опасно, что, кроме Франсуазы, эпохальное событие зафиксировал лишь один корреспондент — оператор из Австралии Нил Девис.

Демюльдер была звездой парижских агентств Sygma, Gamma и Sipa, в 70-х годах превративших столицу Франции в центр мировой остросоциальной фотожурналистики. Ее работы печатались в Paris Match, Stern, Time, Newsweek, цветных приложениях к британской Sunday и многих других изданиях. Работы фотографа хранятся в национальном фонде современного искусства, а ее выставки всегда привлекали много зрителей. При этом Франсуаза никогда не любила стрельбу, боевые действия. Она говорила, что ненавидит войну, но чувствует себя обязанной ее документировать, чтобы показать, как сильно страдают невинные люди, втянутые в конфликты. Такое стремление Демюльдер пронесла через всю карьеру — с того момента, как впервые ощутила ужас и несправедливость во время визита во Вьетнам.

От 60-х до 80-х — стремительная популярность и работа в главных «горячих точках» мира

Франсуаза Демюльдер не получила профессионального фотографического образования. Она родилась в 1947 году, в послевоенном Париже, в семье инженера-электронщика. После школы девушка поступила на философский факультет и параллельно работала фотомоделью. Она была истинным «ребенком 1968 года» — политической активисткой с густо подведенными карандашом глазами.

Не удовлетворившись парижскими протестами, Франсуаза и ее бойфренд отправилась в путешествие по Южному Вьетнаму. Ее вдохновил пример другой знаменитой фотожурналистки, Катрин Лерой. Франсуаза побывала во многих местах боевых действий, везде фотографировала, а готовые снимки оставляла в офисах Associated Press.

На фотографии обратил внимание Хорст Фаас — начальник фотоотдела AP. Он оценил бесстрашие, зоркий глаз и талант девушки и уже официально поручил ей репортажную съемку окончания войны во Вьетнаме. Именно тогда, 30 апреля 1975 года, был сделан снимок «Падение Сайгона», ставший поистине культовым в мире фотожурналистики.

После захвата города и окончания войны Франсуаза уехала в Северную Африку, где сделала фотографию, которую World Press Photo признал кадром года. На монохромном снимке был запечатлен мусульманский квартал с трущобами, который на тот момент контролировала Организация освобождения Палестины. На фото женщина-палестинка беззащитно стояла перед вооруженным христианином-фалангистом. Снимок наглядно демонстрировал, что война, независимо от целей и причин, несет только страдания и смерть.

После Ливана фотожурналистка работала во многих кризисных точках Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Она рисковала собой в Анголе и Эфиопии, Камбодже и Пакистане, на Кубе и в Сальвадоре. Но не все ее работы были посвящены войне и насилию — Франсуаза, к примеру, фотографировала колонии пингвинов в Антарктиде.

Конец ХХ-начало XXI века: освещение мировых потрясений и трагическое окончание карьеры

В 90-х годах Франсуаза Демюльдер продолжила активно работать там, где разворачивались главные мировые события. Жителям постсоветского пространства будет особо интересна ее фотосессия в Москве, сделанная в 1990 году. На снимках нет военных действий — только повседневная жизнь людей, вынужденных приспосабливаться к совершенно новым для себя условиям.

В 1991 году Демюльдер фотографировала военные действия во время ирано-иракского конфликта, одной из немногих оставшись в Багдаде, который постоянно обстреливали. Она продолжала работать для французских фотоагентств Gamma и Sipa, а также ведущих изданий США — Newsweek, Life и Time. Однако ее карьеру прервало онкологическое заболевание и хирургическая операция, вызванная его последствиями.

Из-за врачебной ошибки в 2003 году у нее развилась параплегия — часть тела ниже пояса парализовало. Чтобы поддержать коллегу, у которой не было социального обеспечения, фотосообщество организовало сбор средств. В парижской галерее агентства Agence Vu прошел аукцион, где было выставлено 300 работ разных фотографов. Всего организаторы собрали более 170 тысяч евро. В том же 2003 году вышел роман «Путеводитель» Алана Коуэлла — его главная героиня была «списана» с Франсуазы.

Демюльдер всегда была окружена поклонниками, но замуж не выходила. Она скончалась от сердечного приступа в 2008 году, в больнице Леваллуа-Перре, оставив лишь свое наследие — фотографии, сделанные за почти 40 лет. Учитывая невероятный масштаб ее таланта, это настоящий подарок человечеству.

Источник: https://fotogora.ru/


Подпишитесь на рассылку новых статей на Ваш Email. После процедуры регистрации, в письме посланом Вам пройдите по ссылке для подтверждения подписки.

Комментарии закрыты.

-->
Навигация по сайту
Новое на сайте

Свежие записи
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования