- Свадебный фотограф — Сергей Петров - http://petrovss.ru -

ФотоДело — «Фотограф царя»: Сергей Михайлович Прокудин-Горский

О русском фотографе Сергее Михайловиче Прокудине-Горском слышали многие. Именно он в начале XX века начал успешно использовать метод трехцветной фотопечати. Демонстрацию этой технологии впервые выполнил Джеймс Максвелл в 1886 году, но из-за отсутствия хороших фотографических материалов она не была оценена по достоинству.

Позже Прокудин-Горский усовершенствовал технику трехцветной фотопечати, выведя ее на новый уровень. За годы жизни ему удалось сделать свыше 4 000 цветных фотографий по всему миру, в том числе запечатлеть виды Карелии.

Сергей Михайлович получил профессию химика, но занятием для души считал именно искусство фотографии. Посвятив этому виду деятельности десятки лет, он смог стать настоящим профессионалом-фотографистом с мировым именем. Формально Прокудин-Горский был далеко не первым фотографом, в коллекции которого присутствовали снимки в цвете. До него это удавалось делать многим, в том числе Кларку-Максвеллу, Липману, Дюко, Айвису, братьям Люмьер, Адольфу Мите. У последнего Сергей Михайлович обучался азам фотопечати и позаимствовал конструкцию камеры, которую в дальнейшем усовершенствовал.

Никто из перечисленных личностей не считал фотографическую деятельность истинно стоящей внимания. Все они, в первую очередь, оставались новаторами, химиками, учеными. Эти люди работали над теорией цветоделения, открытием сенсибилизаторов, светочувствительных пластин и химикатов. Для них главным было получать ответы на интересующие вопросы, но не фотографировать.

В отличие от своих предшественников, Прокудин-Горский искренне увлекался искусством фотопечати. Это позволяло ему не только совершенствовать их наработки, но и фотографировать самые разные уголки нашей планеты. И хотя до нашего времени из-за событий 1917 года сохранилось вполовину меньше фотографий, чем им было сделано, все же у нас есть возможность оценить мастерство, а также проследить историю народов, запечатленных на снимках.

Биографическая справка

Родился Сергей Михайлович 18 августа 1863 года в семье дворянского происхождения. В детстве и юности обучался химии, медицинскому делу и живописи. В 1890 году стал сотрудником социального общества Анатолия Демидова. После женитьбы возглавил металлообрабатывающее предприятие, принадлежащее тестю.

Идея заниматься фотографической деятельностью к Прокудину-Горскому пришла с 1897 году. Чуть более 20 лет он выступал с техническими докладами на тему фотоискусства перед членами Императорского Русского Технического общества, издавал книги по фотомастерству, вел публицистическую деятельность на тему проявления цветных снимков в журнале «Фотограф-любитель». Сделанные им фотографии принимали участие во всемирной выставке в столице Франции.

Параллельно обучался технологии фотопечати у Адольфа Митте, фотокамера которого, выпущенная в 1902 году, позволяла получать цветные фото. Прокудин-Горский усовершенствовал сенсибилизатор своего учителя и запатентовал разработку. В его руках появилась техника, способная хорошо справляться с улавливанием всего цветового спектра.

В начале XX века Сергей Михайлович отправился в фотографические поездки по Финляндии, Черноморскому, Крымскому побережью, городам и поселкам Кавказа, Украины. В его камеру попало немало людей и пейзажей Туркестана и Бухары.

1908 год ознаменовался приездом фотографа в Ясную Поляну, где он заснял писателя Л.Н. Толстого. Для снимка использовались пластины большого формата, что делало процесс весьма непростым — получить цветное изображение можно было только при наличии трех цветоделенных негативов. Каждый из них следовало проэкспонировать в течение нескольких секунд, чтобы не произошла смены позы. Даже моргание, незначительное движение могло испортить фото, но в тот раз все прошло хорошо. Полученный в итоге снимок стал узнаваемым, и до сих пор используется многими издательствами.

Путь к царю

Творчеством Прокудина-Горского заинтересовался Император Николай II, который впоследствии стал его ярым поклонником. Правитель Российской империи позволил фотографу документировать повседневную жизнь царской семьи. Позже он поручил Сергею Михайловичу запечатлеть в фотографиях жизнь поданных на территории страны. Для этих целей Николаем II был выделен специальный железнодорожный вагон (переоборудованный на личные средства Сергея Михайловича в фотолабораторию), моторная лодка и автомобиль для передвижения по горным регионам. Территории всех областей и губерний были открыты перед Прокудиным-Горским, благодаря императорским документам.

Экспедиция в целом заняла несколько лет. Приходилось работать в разных условиях освещения, независимо от погоды. При этом нужны были качественные фотоматериалы, которых тогда еще не изобрели. Прокудин-Горский мог по 15-17 часов подряд снимать один и тот же пейзаж с разных ракурсов. Ввиду того, что для одного кадра требовалась стеклянная пластина и три негатива, ему ежедневно приходилось на себе переносить большие грузы.

В ночное время велась обработка материала из-за неуверенности в полученном результате. Обнаружение брака хотя бы на одном негативе означало только одно: утром съемка должна быть начата заново. Брак оказывался нередкой проблемой, и возникал по многим причинам, даже из-за легкого колебания листвы — вся работа в таком случае сводилась на нет.

«До» и «после» в творчестве фотографа

С началом революции в 1917 году фотографическая деятельность, ставшая для Сергея Михайловича делом всей жизни, отошла на задний план. Начались перебои в поставках пленки, бумаги и химикатов из-за границы. Последняя фотовыставка Прокудина-Горского в России состоялась в 1918 году в Зимнем Дворце. Именно на ней были представлены работы, созданные в рамках многолетних экспедиций по стране.

В дальнейшем фотограф переехал за границу: сначала в Норвегию, затем в Англию, где ему удалось запатентовать несколько изобретений в сфере фотопечати. Последнюю часть своей жизни он провел во Франции. Здесь мастер фотографии активно занимался научной, образовательной деятельностью, сотрудничал с братьями Люмьер. Задумку снять памятники художественной культуры Франции Сергей Михайлович уже не успел воплотить. После его смерти в 1944 году это частично осуществил его сын Михаил.

К моменту переезда за границу Прокудин-Горский владел большой коллекцией снимков, собранной за годы своих путешествий. До революции царское правительство так и не смогло приобрести ее, чтобы сделать собственностью государства (хотя на этом настаивал сам фотограф). Поэтому, покидая родину, Сергей Михайлович взял ее с собой. Всю жизнь его не покидала надежда, что рано или поздно его коллекцией начнет владеть Россия, чего так и не случилось. В 1948 году семья Прокудина-Горского продала ее Библиотеке Конгресса США.

Американцам передали 1 902 черно-белых стеклянных негативов. На несколько десятилетий о коллекции забыли, и только в 2001 году ее решили оцифровать. Работы велись в течение 6 месяцев — процесс оказался не менее сложным, чем изготовление негативов для самого автора. Благодаря этому снимки русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского сегодня доступны любому пользователю интернета, в том числе и жителям его родины.

Коллекция фото Прокудина-Горского

 

 

Источник: https://fotogora.ru/