- Свадебный фотограф — Сергей Петров - http://petrovss.ru -

ФотоДело — Что такое зонная система Адамса. Зачем она нужна и как ею успешно пользоваться

Задумывались ли вы, как некоторые фотографы умеют создавать образы, которые разительно отличаются от того, что можно увидеть глазами? Цифровая фотография позволяет с помощью компьютера так обработать изображения, чтобы они выглядели сюрреалистично. Многие цифровые фотокамеры обладают такими функциями, как широкий динамический диапазон (HDR), многократная экспозиция. Но в этой заметке будут рассматриваться не они, а более естественные технологии съемки.

Зонная система Адамса — это еще один необходимый инструмент в наборе навыков фотографа, и поэтому каждому, кто стремится заниматься фотографией не на дилетантском уровне, следует изучить как он работает, и как им правильно пользоваться.

Зонная система существует уже много десятилетий. Это метод определения оптимальной экспозиции пленки и параметров проявки снимка. Система была разработана в 1930-х годах для черно-белой пленки Анселем Адамсом и Фредом Арчером на основе сенситометрии, науке об измерении свойств светочувствительных материалов.

Первый тезис, который вы должны понимать, это как именно экспонометр фотокамеры «видит» окружающий мир. Проще говоря, он видит все в оттенках серого, все для него — мир тонов, бесцветный мир. Камера не может отличить деревья от людей, людей от снега и т.д.

Другой важный тезис состоит в том, что ваш экспонометр хочет сделать все средне-серым, обычно называемым 18% серым. Помните это!

Композиции, содержащие ограниченный диапазон средних тонов, не создают проблем для современных камер, особенно при фотографировании их в мягком, слабоконтрастном свете. Но такие изображения часто выглядят скучновато и их приходится дополнительно обрабатывать. Камеры не могут видеть так же, как человек. Это означает, что вы видите кадр, отличный от того, который запишет ваша камера.

Жесткий свет и контрастность всегда предполагают, что вам понадобится поработать с экспозицией до того, как вы сделаете фотографию.

Фотографировать черную кошку на черном ковре или белого кролика на снегу сложно. Ваш экспонометр «захочет» отобразить обе эти сцены как 18% серые, потому что это и есть то, для чего он запрограммирован. Ваша камера не знает, что ваш объект на самом деле должен быть черным, и не знает, что весь этот белый цвет в видоискателе на самом деле снег. Если оставить на шкале экспонометра 0, или Meter as Read (MAR), то ваша фотография черной кошки на черном ковре будет чрезмерно экспонирована, а фото белого кролика на белом снегу будет недостаточно экспонирована. Обе будут в средне-сером тоне. И тут вам понадобятся знания зонной системы.

Снято с нулевой компенсацией экспозиции. Черный кот серый или Зона V

Компенсация -2 ступени сделала так, что черный кот стал черным или Зона III

Любой освещенный объект зонная система Адамса разделяет на одиннадцать зон, которые обозначаются как 0 и далее римскими цифрами от I до X. Зона 0 – абсолютно черный , зона X – абсолютно белый, зона V – стандартный серый, отражательная способность которого 18%. Переход между зонами — одна ступень экспозиции (один «стоп»).

Экспонометр даст вам точные показания экспозиции кадра для средне серой области. Вот почему фотографы часто носят с собой небольшую карточку 18% серого цвета (зона V). Они могут считывать цвет с карточки в преобладающих условиях освещения и соответственно настраивать свою камеру.

При наличии в кадре широкого диапазона контрастности настройка экспозиции на средне серый часто приводит к плохим результатам. В таком случае лучше всего решить, какая именно часть изображения будет наиболее важна, и настроить экспонометр по ней. Предположим, вы фотографируете белое платье невесты, очень яркое и с фактурой. Оно по тону, согласно зонной схеме,  попадает в зону VII или VIII, поэтому тут надо получить компенсацию экспозиции в сторону ПЛЮСА на две или три ступени (разница между зоной V и тем, куда должен попасть ваш объект).

Снег, снятый при нулевой компенсации экспозиции. Серый цвет или зона V

Съемка +2 стопа. На белом просматриваются детали. Зона VII

В качестве эксперимента попробуйте сфотографировать лист белой бумаги. Сначала убедитесь, что компенсация экспозиции не добавлена ​​- ваш указатель экспонометра должен быть посередине, на 0. Сделайте снимок. Затем добавьте +2 стопа компенсации экспозиции. Это перенесет экспозицию в зону VII. Затем сделайте еще одну фотографию. Заметили разницу? Первое изображение должно быть очень близко к средне серому или зоне V, а последнее изображение должно быть ярко-белым, но все же отображать детали на бумаге.

При постановочных съемках портретов вне помещения можно снимать точечный замер экспозиции лица объекта. Такие же настройки можно использовать при фотографировании на черном или белом фоне, потому что количество света, отраженное от лица человека, в этих случаях одинаково.

Наряду с встроенным в фотокамеру экспонометром полезным является внешний экспонометр. Он тоже измеряет средне серый цвет, но имеет дополнительное преимущество: он читает свет, который падает на объект, а не отражается от него. В отличие от него экспонометр фотокамеры читает отраженный от объекта свет. Между падающим и отраженным светом существует большая разница — отраженный свет сильно зависит от тона: чем темнее ваш объект, тем меньше света будет отражаться от него, а чем ярче объект съемки, тем больше света будет отражаться. А падающий свет останется неизменным.

Однако будьте внимательны при использовании внешнего экспонометра. Вы с камерой можете быть в тени, а ваш объект — на солнце. Если бы вы читали падающий свет для своей позиции, вы бы получили показания для затененной области, а не для освещенного солнцем объекта.

Понимание зонной системы поможет вам сделать лучший выбор экспозиции в сложных ситуациях.

Вы должны практиковаться и накапливать свой собственный опыт. И результаты постепенно станут видны в фотографиях, которые вы получаете.

Источник: https://fotogora.ru/