- Свадебный фотограф — Сергей Петров - http://petrovss.ru -

ФотоДело — Что такое переходы и крайние точки в пейзажной фотографии

Когда человек оказывается в многообещающем для пейзажной фотографии месте, возникает вопрос: с чего начать? Это не всегда очевидно, особенно если перед вами что-то вроде песчаных дюн или солончаков, по которым можно двигаться в любом направлении.

Правильный ответ зависит от ландшафта. Автор статьи фотограф Спенсер Кокс (Spencer Cox) рассказывает, как организовать фотосъемку. Он обращает внимание, что нужно определиться с крайними точками и переходами между ними. Вот с этим и будем разбираться.

Переходы

У каждого пейзажа есть начало/конец. Берег встречается с океаном, поле встречает гору, горизонт встречает небо. Эти промежуточные места, где один ландшафтный объект переходит в другой, являются источником возможностей для пейзажной фотографии.

Возьмем, к примеру, самый очевидный ответ — океан и берег. Когда они соединяются, образы и линии, которые создаются, более интересны, чем когда каждый из них стремится создать самостоятельно. Переход от воды к суше приводит к появлению интересных объектов, таких как приливные бассейны, волны с длинной протяженностью, глянцевые мокрые камни и всевозможные хорошие возможности переднего плана.

Ветреный пляж в Исландии. NIKON D800E + 50 мм f/1,4 @ 50 мм, ISO 100, 1 секунда, f/16,0

Берег. NIKON D800E + 24 мм f/1,4 @ 24 мм, ISO 100, 1,6 секунды, f/16,0

Каменистый морской берег в Новой Зеландии. NIKON D800E + 14-24 мм f/2,8 @ 19 мм, ISO 100, 1/5, f/11,0

Еще один пример, который приводит Спенсер Кокс, — это более специфический ландшафт Йеллоустонского национального парка. Горячие источники сами по себе являются отличными объектами съемки, но автору особенно нравятся красочные бактерии, которые живут по краям (то есть «переходам») водоемов.

Край горячего источника Йеллоустоун. NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 185 мм, ISO 140, 1/200, f/9,0

Узоры гейзеров Йеллоустоун. NIKON D800E + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 1250, 1/100, f/6,3

Градиент цвета горячего источника Йеллоустоун. NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 105 мм, ISO 100, 1/1000, f/4,0

При смене ландшафта в природе происходит нечто большее, понимание этого часто бывает полезно для фотографа, ведь таким образом интереснее рассказывать истории с помощью фотоизображений.

Вряд ли стоит упоминать самые очевидные переходы в пейзажной фотографии: ночь в день и день в ночь. Даже если мы обычно не думаем о восходе и закате как о переходе, это именно то, чем они являются: начало чего-то и конец чего-то еще. Они часто обеспечивают лучший свет в съемках пейзажей и делают фотографии красивыми. То же самое верно для края шторма или начала тумана.

Песчаная буря в Долине Смерти. На краю песчаной бури, начало которой видно в верхнем левом углу изображения. NIKON D800E + 35 мм f/1,8 @ 35 мм, ISO 100, 1,3 секунды, f/16,0

Крайние точки

Другие объекты, которые автор нашел полезными для поиска в пейзажном пространстве, — это крайние точки. Ими может быть все, что угодно, от вершины песчаной дюны до основания каньона. Это места самые высокие, самые низкие, самые дальние, самые холодные, самые теплые, самые сухие, самые влажные и т.д. То есть места в крайних, экстремальных природных состояниях.

Крайние точки и так привлекают наше внимание, поэтому неудивительно, что из них получаются отличные объекты съемки. Даже если вы не планируете прямо включать их в фотографию, они все же являются отличным преимуществом при компоновке или съемке кадра. Например, на вершине самого высокого холма у вас может быть отличный обзор на 360 градусов без препятствий, загораживающих композицию. То же самое касается и высоких песчаных дюн, гор, валунов и т.д. Или, к примеру, такими точками могут быть оконечности полуострова. В крайних точках обзор окружающего пейзажа менее загроможден, что может облегчить композицию ваших фотографий.

Вид с горы Эванс, Колорадо

Песчаные дюны в форме пирамиды в национальном парке Долина Смерти на закате. NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 100 мм, ISO 100, 1/100, f/8,0

Резкий черно-белый свет. NIKON D810 + 70-200 мм f/2,8 @ 70 мм, ISO 140, 1/500, f/9,0

В крайних точках местности также обычно бывает необычная погода, освещение и другие условия, которые способны сделать фотографии более интересными. В то время как долина может получать солнечный свет только с середины утра до полудня, вершина горы будет «светиться» дольше, чем все ее окрестности. Кроме того, определенные облачности, осадки, пыльные бури и другие природные явления с большей вероятностью повлияют именно на экстремальные ландшафты.

Один из примеров — это национальный парк Долина Смерти. Место очень экстремальное — тут высота над уровнем моря ниже, чем у любой другой точки на твердой земле. Также в Долине Смерти зафиксированы одни из самых экстремальных температур воздуха. В результате получился бесплодный, суровый и красивый пейзаж со всеми интересными особенностями. Скальные образования, солончаки, необычные растения и ненастная погода — неудивительно, что это такое популярное место для пейзажной фотографии. Экстремальные места — вот что делает его таким интересным.

Сухое русло Долины Смерти. NIKON D800E + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 100, 1/40, f/16,0

Долина Смерти — черно-белые линии и трещины. NIKON D800E + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 100, 1/20, f/16,0

Пыльный вечер в Москитовых дюнах, Долина смерти. NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 175 мм, ISO 100, 1/100, f/8,0

Автор сделал следующий снимок в самой низкой точке суши (даже ниже Долины Смерти) вдоль Мертвого моря в Иордании. К тому же фотограф был на дальнем конце полуострова, не говоря уже о том, что это было время заката (т.е. переходное состояние «день-ночь», которое уже описано выше). Короче говоря, получилась комбинация света и других факторов, которых на самом деле не бывает в более типичных условиях:

Пейзажная соляная форма. NIKON Z 7 + NIKKOR Z 24-70 мм f/4 S @ 39 мм, ISO 64, 4 секунды, f/11,0

Мало чего существует более экстремального, чем самая низкая точка на Земле, но если такое место находится, то результаты могут быть еще более захватывающими. Фотограф Насим Мансуров не так давно поехал в Исландию для пейзажной фотографии. Следуя принципу «погоня за крайностями», возможно, вы догадаетесь, где он сделал одни из лучших фотографий во время поездки? Ответ – на вулкане.

Исландский вулкан. DJI Mavic 2 Pro + 28 мм f/2,8 @ ISO 100, 1/800, f/4,0. Copyright Насим Мансуров

Какое дикое место… Как видно из его фотографии выше, погоня за крайностями окупается эффектным результатом.

Заключение

Переходы и экстремумы — не единственные места, где можно сделать отличные пейзажные фотографии. Главное, что они дают реальное преимущество. Если вы не знаете, в каком направлении двигаться в пейзаже, автор статьи Спенсер Кокс рекомендует прогуляться по ним в первую очередь — либо для включения в качестве элемента в вашу композицию, либо (в случае экстремальных мест) в качестве хорошей точки обзора, чтобы увидеть все остальное.

Впрочем, для того, чтобы добраться до таких мест, вовсе не требуются часы и часы пути. Сколько же краев и крайних точек можно найти прямо у парковки! Иногда, чтобы добраться до крайних мест, упомянутых в этой статье, может потребоваться всего несколько минут ходьбы.

По правде говоря, если присмотреться, вы повсюду найдете края и крайние точки окружающего пространства. И хотя они не единственные подходящие объекты в пейзажной фотографии, они могут быть многообещающими. В следующий раз, когда вы окажетесь в хорошем месте и не будете знать, с чего начать, вспомните эту статью и оцените, применимы ли рекомендации к сцене перед вами.

Источник: https://fotogora.ru/