Перед вами третья часть цикла об аналоговой пленочной фотографии для широкого круга лиц. Если первые две статьи «Азы аналоговой фотографии, часть 1-я» и «Аналоговая фотопечать, часть 2-я» были посвящены начинающим, то материал этой статьи — для продвинутых фотографов. Речь пойдет о первом шаге по созданию отпечатков выставочного качества.
Печать в пленочной фотографии — это этап, сопоставимый с моментом создания самого кадра во время съемки. И чтобы все получилось, стоит досконально изучить возможности основного инструмента в печати — фотоувеличителя.
Начнем с того, что фотоувеличители, в зависимости от их устройства, могут давать три принципиально разных уровня резкости отпечатка. Даже при использовании одного и того же проекционного объектива разница будет заметна с первого взгляда. Но для начала подчеркнем, что мы намеренно будем умалчивать про оптические аберрации первого, второго, третьего и высших порядков, дифракцию, интерференцию световой волны и прочие интереснейшие моменты жизни светового потока в конкретной оптической системе. Так проще и нагляднее представить принципиальную разницу трех систем увеличителей. Мы ведь фотографы, а не физики, нам важнее отпечаток и его свойства.
Давайте познакомимся с разными типами устройств подробнее:
Такой фотоувеличитель создает самую мягкую картинку, так как свет после матового стекла рассеян и не может точно проецировать контуры изображения на негативе.
Такой световой поток уже более упорядоченно обводит контуры изображения на негативе, и резкость картинки, создаваемой проекционным объективом, возрастает. Это основной и самый распространенный тип фотоувеличителя.
Достигается это тем, что в конструкции такого устройства нет матового стекла вообще.
А благодаря тому, что источник света настолько мал, что его можно условно принять за точку, пойманные конденсором лучи преобразуются в абсолютно параллельный световой пучок. Все изображения с пленки проецируется параллельными лучами, создавая идеальные условия для работы объектива фотоувеличителя. Говоря более простым языком — лучше уже невозможно.
Недостаток точечного источника света только один — любая пылинка, любая царапинка на пленке, конденсоре или прижимном стекле, удерживающем пленку, будут немедленно спроецированы и с высокой резкостью отпечатаны на будущем снимке.
Подведем итог и попробуем сделать выводы, результат которых можно применить на практике для получения нужного нам выставочного отпечатка:
— Если форматы отпечатков не очень большие, например: 20х30 см, 30х40 см, то самым подходящим будет конденсорный увеличитель. Он и резкость обеспечит хорошую, и не придется долго возиться с настройками и чистотой кадра.
— Большие отпечатки, 60х90см и больше, а негатив не самый большой, то из него придется выжимать всю резкость до последней капли. На эту роль годится только увеличитель с точечным источником света. Честно скажем — это будет действительно очень сложная работа.
— Вы пиктореалист или истинный портретист и любите при съемке использовать мягко рисующие объективы — софт-объективы, монокли, авторскую портретную оптику или вообще безлинзовый пинхолл — тогда вашим выбором однозначно будет диффузный фотоувеличитель.
Саму конструкцию осветительных систем фотоувеличителей мы разобрали, но для качественной работы с ними этого еще недостаточно. Дело в том, что характер получаемой картинки на отпечатке будет зависеть еще и от самого проекционного объектива фотоувеличителя, а ведь объективы еще и сменные.
И тут начинается самое интересное — как выбрать «тот самый» лучший объектив и что с ним делать дальше.
К сожалению, выбрать объектив по статьям, опыту или обзорам других невозможно, поэтому у каждого истинного «пленочника» со временем образуется небольшая коллекция проекционной оптики. Причем, кто-то верит только в дорогие и известные бренды, кто-то — в старый секретный дедушкин объектив от «Зоркого». У каждого свой путь, и подсказать тут невозможно. Как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Но есть правильный способ оценки вновь приобретенного «волшебного объектива», придерживаясь которого вы очень быстро найдете свой нужный экземпляр. Называется он — «библиотека объектива».
Библиотека объектива создается на каждый экземпляр оптики и в будущем помогает определиться с качеством отпечатков еще до начала самой печати. Грубо говоря, у вас есть набор образцов печати, показывающий, что ваш объектив сделает с вашим негативом и в каких условиях. Для ее создания вам придется купить или нарезать фотобумагу форматом 10х15 см, причем всех марок и типов, которые вы обычно используете в своей работе.
Например:
— «Березка» Славич: глянцевая-мягкая, матовая-мягкая, глянцевая-нормальная, матовая-контрастная;
— «Бромпортрет» полукартон Славич: глянцевая-мягкая, матовая-мягкая, глянцевая-нормальная, матовая-контрастная и т.п.
После этого нужно отобрать три негатива: нормальный, слегка недоэкспонированный и немного переэкспонированный. И отпечатать каждый из трех негативов на каждом из типов бумаги и на каждой из диафрагм купленного объектива, допустим: 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16.
Не забудьте, что на начало тестовой печати вам необходимо иметь свежую химию и не менять ее состав на протяжении всего теста.
И вот когда перед вами будет лежать такая увесистая пачка отпечатков с подписью чем, на что и как это снято, вы сможете честно сказать себе – «теперь я знаю про этот объектив все».
Стоит заметить, что пока вы все это напечатаете, как минимум приобретете начальный навык печатника-любителя. А как максимум может оказаться, что даже тот объектив, который достался вам вместе с увеличителем при его покупке, очень даже хорош при определенных условиях печати. Такие труды точно пойдут на пользу и принесут хороший результат.
Удачных вам экспериментов!
Автор статьи Илья Лукьянов.
Источник: https://fotogora.ru/