- Свадебный фотограф — Сергей Петров - http://petrovss.ru -

ФотоДело — Азы аналоговой фотографии. Фотоувеличитель для продвинутых, часть 3-я

Перед вами третья часть цикла об аналоговой пленочной фотографии для широкого круга лиц. Если первые две статьи  «Азы аналоговой фотографии, часть 1-я» и «Аналоговая фотопечать, часть 2-я» были посвящены начинающим, то материал этой статьи — для продвинутых фотографов. Речь пойдет о первом шаге по созданию отпечатков выставочного качества.

Печать в пленочной фотографии — это этап, сопоставимый с моментом создания самого кадра во время съемки. И чтобы все получилось, стоит досконально изучить возможности основного инструмента в печати — фотоувеличителя.
Начнем с того, что фотоувеличители, в зависимости от их устройства, могут давать три принципиально разных уровня резкости отпечатка. Даже при использовании одного и того же проекционного объектива разница будет заметна с первого взгляда. Но для начала подчеркнем, что мы намеренно будем умалчивать про оптические аберрации первого, второго, третьего и высших порядков, дифракцию, интерференцию световой волны и прочие интереснейшие моменты жизни светового потока в конкретной оптической системе. Так проще и нагляднее представить принципиальную разницу трех систем увеличителей. Мы ведь фотографы, а не физики, нам важнее отпечаток и его свойства.

Давайте познакомимся с разными типами устройств подробнее:

  • Диффузный увеличитель — самый простой по конструкции и мягко рисующий. В таком устройстве источник света светит в закрытой колбе непосредственно на матовое стекло, свет от которого, в свою очередь, попадает на негатив, заставляя его равномерно светиться и проецировать изображение через проекционный объектив прямо на фотобумагу.
  • Такой фотоувеличитель создает самую мягкую картинку, так как свет после матового стекла рассеян и не может точно проецировать контуры изображения на негативе.

     

  • Конденсорный увеличитель — прибор, в устройство которого введен оптический конденсор, своеобразный промежуточный объектив из двух линз, размещенный между матовым стеклом и пленкой. Его роль очень проста, он направляет на негатив основную часть рассеянных лучей от матового стекла, как бы делая их более направленными.
  • Такой световой поток уже более упорядоченно обводит контуры изображения на негативе, и резкость картинки, создаваемой проекционным объективом, возрастает. Это основной и самый распространенный тип фотоувеличителя.

  • Увеличитель с точечным источником света — самый капризный в настройке, однако самый резкий аппарат. Отпечатки с него настолько резки, что на них, при удачно выбранном объективе, можно в лупу рассмотреть зерно с негатива и оно будет резким как гравюра.
  • Достигается это тем, что в конструкции такого устройства нет матового стекла вообще.

    А благодаря тому, что источник света настолько мал, что его можно условно принять за точку, пойманные конденсором лучи преобразуются в абсолютно параллельный световой пучок. Все изображения с пленки проецируется параллельными лучами, создавая идеальные условия для работы объектива фотоувеличителя. Говоря более простым языком — лучше уже невозможно.

    Недостаток точечного источника света только один — любая пылинка, любая царапинка на пленке, конденсоре или прижимном стекле, удерживающем пленку, будут немедленно спроецированы и с высокой резкостью отпечатаны на будущем снимке.

     

    Подведем итог и попробуем сделать выводы, результат которых можно применить на практике для получения нужного нам выставочного отпечатка:

    — Если форматы отпечатков не очень большие, например: 20х30 см, 30х40 см, то самым подходящим будет конденсорный увеличитель. Он и резкость обеспечит хорошую, и не придется долго возиться с настройками и чистотой кадра.

    — Большие отпечатки, 60х90см и больше, а негатив не самый большой, то из него придется выжимать всю резкость до последней капли. На эту роль годится только увеличитель с точечным источником света. Честно скажем — это будет действительно очень сложная работа.

    — Вы пиктореалист или истинный портретист и любите при съемке использовать мягко рисующие объективы — софт-объективы, монокли, авторскую портретную оптику или вообще безлинзовый пинхолл — тогда вашим выбором однозначно будет диффузный фотоувеличитель.

    Саму конструкцию осветительных систем фотоувеличителей мы разобрали, но для качественной работы с ними этого еще недостаточно. Дело в том, что характер получаемой картинки на отпечатке будет зависеть еще и от самого проекционного объектива фотоувеличителя, а ведь объективы еще и сменные. 

    И тут начинается самое интересное — как выбрать «тот самый» лучший объектив и что с ним делать дальше.

    К сожалению, выбрать объектив по статьям, опыту или обзорам других невозможно, поэтому у каждого истинного «пленочника» со временем образуется небольшая коллекция проекционной оптики. Причем, кто-то верит только в дорогие и известные бренды, кто-то — в старый секретный дедушкин объектив от «Зоркого». У каждого свой путь, и подсказать тут невозможно. Как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Но есть правильный способ оценки вновь приобретенного «волшебного объектива», придерживаясь которого вы очень быстро найдете свой нужный экземпляр. Называется он — «библиотека объектива».

    Библиотека объектива создается на каждый экземпляр оптики и в будущем помогает определиться с качеством отпечатков еще до начала самой печати. Грубо говоря, у вас есть набор образцов печати, показывающий, что ваш объектив сделает с вашим негативом и в каких условиях. Для ее создания вам придется купить или нарезать фотобумагу форматом 10х15 см, причем всех марок и типов, которые вы обычно используете в своей работе.

    Например:
    — «Березка» Славич: глянцевая-мягкая, матовая-мягкая, глянцевая-нормальная, матовая-контрастная;
    — «Бромпортрет» полукартон Славич: глянцевая-мягкая, матовая-мягкая, глянцевая-нормальная, матовая-контрастная и т.п.

    После этого нужно отобрать три негатива: нормальный, слегка недоэкспонированный и немного переэкспонированный. И отпечатать каждый из трех негативов на каждом из типов бумаги и на каждой из диафрагм купленного объектива, допустим: 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16.
    Не забудьте, что на начало тестовой печати вам необходимо иметь свежую химию и не менять ее состав на протяжении всего теста.
    И вот когда перед вами будет лежать такая увесистая пачка отпечатков с подписью чем, на что и как это снято, вы сможете честно сказать себе – «теперь я знаю про этот объектив все».
    Стоит заметить, что пока вы все это напечатаете, как минимум приобретете начальный навык печатника-любителя. А как максимум может оказаться, что даже тот объектив, который достался вам вместе с увеличителем при его покупке, очень даже хорош при определенных условиях печати. Такие труды точно пойдут на пользу и принесут хороший результат.

    Удачных вам экспериментов!

    Автор статьи Илья Лукьянов.

     

    Источник: https://fotogora.ru/