ФотоДело — Что такое принцип ведущей комнаты в фотографии?


Принцип ведущей комнаты в фотографии — простая, но необходимая часть композиционной техники. Иногда встречаются также названия «ведущая», «свинцовая», «носовая комната» или же «ведущее пространство». В этой статье фотограф Крейг Халл (Craig Hull) расскажет об этом принципе, а также о том, когда и как его стоит соблюдать или нарушать.

По сути, принцип ведущей комнаты означает, что при кадрировании объекта хорошо скомпонованное изображение будет иметь негативное пространство в направлении взгляда модели. В случае движущихся объектов аналогично: остается пространство перед движением объекта и в том направлении, в котором он движется. 

Почему важна ведущая комната? 

Композиционную технику ведущей комнаты важно помнить, даже если вы хотите это правило нарушить. Нарушение данного принципа может изменить настроение или ощущение изображения. Это привнесет напряжение в кадр и может сделать сцену в целом неуютной. 

Вообще говоря, на портретной фотографии есть объект и пространство вокруг него. Визуальный интерес к портретной фотографии может исходить от движения и того, как взгляд движется по кадру. Чтобы глаза зрителя перемещались по снимку, фотограф и играет с пространством вокруг объекта. 

Если фотограф поместил объект в кадр с равным пространством с обеих сторон, полученная композиция будет статичной. 

Фотография выше является оригиналом, и фотограф обрезал ее, не оставив места для ведущей комнаты. Фотография в итоге теряет всю композицию. Мы видим меньше фона, и обрамление вокруг головы более плотное. Все эти атрибуты создают неинтересный образ. 

Опять же, посмотрите на изображение мужчины, которое плотно кадрированное, но при этом пространство расположено перед его лицом, а не позади. Тем не менее, если мы кадрируем изображение еще больше, оно не будет таким мощным, как раньше. 

Из-за плотного кадрирования вблизи затылка мужчины отсутствие ведущего пространства не так отталкивает, как в других примерах. Искажение более очевидно, и создается ощущение, что не мужчина является объектом, а одна из частей его лица, например, щека. 

Композиция изображения мужчины, помещенного прямо в центре кадра, не самая удачная, но ее можно существенно улучшить, если удалить ведущую комнату. Убирая это пространство перед его лицом, мы меняем идею изображения. Негативное пространство берет верх, и создается ощущение, что текст или информация должны помещаться в этой пустой области. 

А в данном случае зритель просто не понимает, на что смотрит объект, и это вызывает некий дискомфорт.

 

На этом изображении мы видим человека, отвернувшегося от камеры. Давайте посмотрим, что произойдет, когда мы обрежем изображение и уберем ведущую комнату. 

Здесь мы теряем человека как фокус, а вместо этого взгляд падает на структуру волос. Внимание отвлекается от лица и глаз, а больше уходит к негативному пространству позади. 

На изображении, где девушка смотрит из кадра, большая часть негативного пространства находится перед ее лицом, выступая в роли ведущей комнаты. 

Удаляя это пространство, мы вредим композиции и убиваем интерес к изображению. Слишком велик акцент на направлении взгляда модели без возможности свободно за ним проследовать. Данное изображение не сработает без ведущей комнаты. В данном случае акцентируется внимание на негативном пространстве за головой человека. 

Эффект ведущей комнаты может быть еще более драматичным, когда объект находится в движении. На следующем изображении мужчина на велосипеде движется по кадру слева направо. Наличие некоторой ведущей комнаты позволяет объекту продолжать движение в кадре. 

Такое кадрирование делает изображение скованным. В повествовании этой истории чего-то не хватает, и байку теперь некуда перемещаться. 

Здесь автомобиль запечатлен прямо в центре кадра. Из-за расположения машины очевидно, что она едет справа налево. Обрезая картинку, мы видим, что изображение теряет свою силу и композицию. В этой сцене нет ничего интересного. 

  

На последней фотографии видно человека на велосипеде, едущего по песку. Четко прослеживается, что он является основным фокусом фотографии. 

Однако без ведущей комнаты он больше не выступает в роли главного объекта: теперь самой важной частью сцены является колесо мотоцикла, поднимающее песок в воздух. Другие визуальные элементы утратили свою силу и, кажется, поддерживают колесо и его движение, а не наоборот. 

Еще одним полезным понятием в построении кадра является Headroom — пространство над головой объекта до края кадра. Если оставить слишком много места, будет казаться, что человек тонет в зыбучих песках. Если же вы не оставите достаточно места, визуально сложится ощущение, что человеку грозит опасность удариться головой об потолок кадра. Поместите глаза объекта на верхнюю воображаемую линию по правилу третей, вы создадите необходимый запас по высоте. При выборе места для головы убедитесь, что кадр достаточно свободный, чтобы можно было бы увидеть часть шеи или верхнюю часть плеч. В противном случае получится что-то вроде отрубленной головы на блюде. 

Как применять эффект ведущей комнаты к своей фотографии? 

Принцип ведущей комнаты — это не правило, а скорее рекомендация, которой нужно следовать. Иногда, например, вы обнаружите, что включение ведущей комнаты может привлечь нежелательное внимание к заднему плану. В этом случае убедитесь, что пространство перед человеком по-прежнему больше, чем пространство позади него. 

Общее правило состоит в том, что пространство перед объектом должно составлять 2/3 от всего пространства до края кадра, а 1/3 должно остаться позади объекта. Это правило часто применяется ко всем типам снимков, будь то снимок в профиль, крупный план или групповой снимок. Направление ведущей комнаты полностью зависит от того, куда смотрит объект. Если объект смотрит в правую часть кадра, то «свинцовая комната» должна быть справа. Если объект смотрит влево или жестикулирует влево, оставьте достаточно места в левой части кадра. 

Также важно помнить, что чем быстрее движется объект, чем круче повернута голова в профиль или, чем шире будут жесты, тем больше места вам понадобится на этой конкретной стороне. 

«Свинцовая комната» может применяться к живым объектам, таким как люди и животные, а также к объектам в движении, таким как автомобили. Неодушевленные предметы не могут извлечь выгоду из этого принципа, поскольку у них нет направленного движения или взгляда. Самое главное помнить, что ведущее пространство очень помогает композиции кадра: без него остается вероятность расстроить зрителей и вызвать у них подсознательное напряжение.

Источник: https://fotogora.ru/


Подпишитесь на рассылку новых статей на Ваш Email. После процедуры регистрации, в письме посланом Вам пройдите по ссылке для подтверждения подписки.

Комментарии закрыты.

-->
Навигация по сайту
Новое на сайте

Свежие записи
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования